Организация занятий по курсу цветоведение

Страница 1

План теоретического занятия №4

Тема: Цвет и гармоничные сочетания цветов.

Цель: познакомить учащихся с понятием гармония, ее закономерностями.

Задачи:

Образовательные - дать понятие гармония, цветовая гармония;

Определить признаки гармонии, познакомиться с классификацией гармонии; научиться приемам сочетания цвета с позиции декоративности.

Воспитательные - воспитание стремления к творчеству, культуре и искусству.

Развивающие - художественный вкус, этетическую направленность.

Тип занятия: лекция.

Оборудование: мультимедийные средства обучения.

Ход занятия.

Орг момент.

Изложения нового материала.

Итог занятия.

Материал лекции:

Цвет и гармоничные сочетания цветов

План:

1 Понятие цветовой гармонии

2 Основные способы цветовой гармонизации

3. Закономерности построения однотоновых гармоний

4. Группы родственных сочетаний

5 Гармония родственно-контрастных цветов

6. Гармония взаимодополнительных цветов

1 Понятие цветовой гармонии

Термин «гармония» происходит от греческого слова harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты». Т. е. гармония - это совокупность общего и различного, взятых в определенном соотношении.

В общем понятии «гармония» заключается представление о целостности и совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе качественного и количественного различия и борьбы составных элементов. Т.е. гармония - это совокупность общего и различного взятых в определенном соотношении. Философское и эстетическое значение слово «гармония» приобрело уже в учении древнегреческих мыслителей, которые закрепили и углубили комплекс смыслов данного термина (Гераклит, Эмпедокл, Платон и другие), разработали диалектическое понимание гармонии как сменяющих друг друга порядка и беспорядка, единства и борьбы противоположностей, составляющих художественное совершенство. Дальнейшее развитие, а также современное понимание гармонии связано в сложном взаимодействии с теорией гармонического воспитания, теорией искусства и искусствознания. Таким образом, понятие гармонии выходит далеко за пределы искусства и имеет широкое общекультурное значение.

Достижение гармонии всегда было предметом исканий, и значительное количество цветовых теорий дошло до наших дней.

Наиболее известна теория Пифагора, объясняющая взаимоотношения между музыкальной шкалой и положением планет между Землей и сферой звезд.

Система гармоний представляла из себя полукруг с изображениями планет и соответствующей каждой планете последовательностью цветов.

Если рассматривать только цвет, то можно сказать, что гармония цветов основывается на их единстве и изменениях, организованности и случайности, сбалансированности и неуравновешенности. Если между цветами имеются элементы общности, которые были рассмотрены выше, то цветовой строй может получить впечатление единства. Необходимо иметь в виду, что слишком большая общность неизбежно ведет к однообразию. Ощущение цветовой гармонии - это не только ощущение единства, оно рождается в динамической взаимосвязи общности цветовых элементов и их внутреннего изменения. Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д.

Цветовая гармония, как писал А.С. Зайцев (Наука о цвете и живопись, 1986 г.), в большинстве случаев представляет собой приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, порядок, соразмерность и пропорциональность. Он также отмечает, что основные характеристики цвета могут выступать между собой в различных связях, образуя разные по своему характеру гармоничные сочетания, и, предлагает основные вариации подобия: по цветовому тону, по светлоте, по насыщенности, по цветовому тону и светлоте, а также по светлоте и насыщенности.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Понятие «методология педагогической науки»
Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования. Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития ...

Задачи и средства религиозного воспитания
Каковы же основные задачи религиозного воспитания? С одной стороны, подрастающему поколению необходимо прививать любовь к православной культуре во всех ее проявлениях, включая богословие, богослужение, иконопись и т.д. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские орга ...

Организация исследования и характеристика обследованных детей
Исследование проводилось в 2009 г. в группе детского сада при общеобразовательной школе №… VII вида Красносельского района Санкт-Петербурга и в ГДОУ №… в 1-ой половине дня. В эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте 6 лет – 6 лет 8 мес., которые были разделены на две группы. В первую (эк ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru