Организация занятий по курсу цветоведение

Страница 1

План теоретического занятия №4

Тема: Цвет и гармоничные сочетания цветов.

Цель: познакомить учащихся с понятием гармония, ее закономерностями.

Задачи:

Образовательные - дать понятие гармония, цветовая гармония;

Определить признаки гармонии, познакомиться с классификацией гармонии; научиться приемам сочетания цвета с позиции декоративности.

Воспитательные - воспитание стремления к творчеству, культуре и искусству.

Развивающие - художественный вкус, этетическую направленность.

Тип занятия: лекция.

Оборудование: мультимедийные средства обучения.

Ход занятия.

Орг момент.

Изложения нового материала.

Итог занятия.

Материал лекции:

Цвет и гармоничные сочетания цветов

План:

1 Понятие цветовой гармонии

2 Основные способы цветовой гармонизации

3. Закономерности построения однотоновых гармоний

4. Группы родственных сочетаний

5 Гармония родственно-контрастных цветов

6. Гармония взаимодополнительных цветов

1 Понятие цветовой гармонии

Термин «гармония» происходит от греческого слова harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты». Т. е. гармония - это совокупность общего и различного, взятых в определенном соотношении.

В общем понятии «гармония» заключается представление о целостности и совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе качественного и количественного различия и борьбы составных элементов. Т.е. гармония - это совокупность общего и различного взятых в определенном соотношении. Философское и эстетическое значение слово «гармония» приобрело уже в учении древнегреческих мыслителей, которые закрепили и углубили комплекс смыслов данного термина (Гераклит, Эмпедокл, Платон и другие), разработали диалектическое понимание гармонии как сменяющих друг друга порядка и беспорядка, единства и борьбы противоположностей, составляющих художественное совершенство. Дальнейшее развитие, а также современное понимание гармонии связано в сложном взаимодействии с теорией гармонического воспитания, теорией искусства и искусствознания. Таким образом, понятие гармонии выходит далеко за пределы искусства и имеет широкое общекультурное значение.

Достижение гармонии всегда было предметом исканий, и значительное количество цветовых теорий дошло до наших дней.

Наиболее известна теория Пифагора, объясняющая взаимоотношения между музыкальной шкалой и положением планет между Землей и сферой звезд.

Система гармоний представляла из себя полукруг с изображениями планет и соответствующей каждой планете последовательностью цветов.

Если рассматривать только цвет, то можно сказать, что гармония цветов основывается на их единстве и изменениях, организованности и случайности, сбалансированности и неуравновешенности. Если между цветами имеются элементы общности, которые были рассмотрены выше, то цветовой строй может получить впечатление единства. Необходимо иметь в виду, что слишком большая общность неизбежно ведет к однообразию. Ощущение цветовой гармонии - это не только ощущение единства, оно рождается в динамической взаимосвязи общности цветовых элементов и их внутреннего изменения. Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д.

Цветовая гармония, как писал А.С. Зайцев (Наука о цвете и живопись, 1986 г.), в большинстве случаев представляет собой приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, порядок, соразмерность и пропорциональность. Он также отмечает, что основные характеристики цвета могут выступать между собой в различных связях, образуя разные по своему характеру гармоничные сочетания, и, предлагает основные вариации подобия: по цветовому тону, по светлоте, по насыщенности, по цветовому тону и светлоте, а также по светлоте и насыщенности.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Политическая система и политический режим
Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталит ...

Внешняя структура ВУЗа
Образовательные учреждения развивают свою инфраструктуру, создавая повсеместно свои представительства, филиалы, учебно-консультативные пункты, сети дистантного образования по месту жительства студентов в больших и малых городах регионов, которые и образуют внешнюю структуру ВУЗа. К числу наиболее ...

Структура управления региональной системой общего образования в Челябинской области
Законом Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» определены полномочия органов государственной власти в сфере образования. К ним относятся: 1) принятие законов Челябинской области и других нормативных правовых актов Челябинской области в сфере образования; 2) установление поряд ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru