Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Психологической основой формирования позиции ответственности в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.
Фундамент потребности в здоровом образе жизни и ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах:
повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;
выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей;
организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов, фитопрепараты);
использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито - и аэрофитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);
организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на воздухе и использованием природных источников здоровья в загородных условиях (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
организация оздоровительной работы в местных реабилитационных группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет охватить максимальное
число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и сделает работу намного эффективнее.
Проанализируем условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном учреждении .
Прочие статьи:
Стритбол шагает по планете
Стритбол – это выращенный из баскетбола отдельный вид спорта, а не просто уличный баскетбол, как было раньше. Креативность и шоу сочетаются с некоторыми баскетбольными правилами, переплетаясь с уличной культурой и хип-хопом.
Самыми яркими и известными представителями стритбола является команда по ...
Программная разработка библиотеки процедур в среде Maple
– как фактор развития умений программирования
Из опыта работы некоторых школ стало известно, что в последние годы происходило постоянное сокращение учебных часов по предметам физико-математического цикла с одновременным расширением списка изучаемых вопросов. В связи с этим возникла необходимость в дополнительном и эффективном изучении таких б ...
Роль и функции воспитателя в группах продленного
дня
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсио ...