Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников навыков здорового образа жизни

Новая педагогика » Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников » Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников навыков здорового образа жизни

Страница 2

Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях В.П. Озерова , О.Л. Трещевой, В.Г. Алямовской подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Проблеме формирования здоровьесберегающей культуры работников дошкольных учреждений, педагогического процесса посвящены труды Г.К. Зайцева , Н.Б. Захаревич, О.Л. Трещевой и И.П. Асташиной. Хороший моющий пылесос профессиональный.

Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались Н.Ю. Савельевой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей.

По мнению Н.Ю. Савельевой дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. "Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму".

Здоровый образ жизни ребенка - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Педагогу следует учитывать, что отношение ребенка к здоровью как ценности трансформируется на протяжении всего дошкольного возраста.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий "здоровый", как большой, хороший и "здоровый", как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии ("нельзя есть грязные фрукты", "нельзя брать еду грязными руками" и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены, начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья. В этом возрасте дети начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья ("там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела"). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века
Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в вуз ...

Самостоятельность и самостоятельная работа в учебной деятельности
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание об ...

Государство и гражданское общество
Происхождение и сущность государства, его отличительные признаки как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие. Типология государств: по формам правления (монархия, республика) и формам национально-государственного устройства (унитарно ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru