На сегодняшний день выпущено несколько сборников для изложений. Учителя специальных коррекционных школ в своей практической работе пользуются этими сборниками. Тексты в сборниках в основном соответствуют возрастным и умственным возможностям учащихся специальных школ.
На основе наблюдения уроков развития речи в Михайловской специальной коррекционной школе-интернате (село Михайловское Алтайского края) и их подробного анализа я сделала некоторые выводы: структура текстов, предлагаемых для изложений, обычно усложняется от класса к классу, но методика работы недостаточно варьируется в соответствии со сложностью текста. С различными текстами в разных классах изложения проводятся по традиционной методике. Методические приемы не всегда направлены на развитие самостоятельности учащихся при выявлении основного содержания рассказа, при его анализе и словарной работе, при написании изложений. Многословные беседы при чтении текста утомляют и отвлекают детей, подавляют их активность.
Обнаружены недостатки и в организации уроков, встречающиеся у многих учителей: не проводится повторно чтение текста перед письменным изложением, многочисленные пересказы текста после его анализа способствуют тому, что ученики при письме ориентируются не на текст – образец, а на пересказы своих товарищей; после первого восприятия текста не выясняется его основное содержание. Учителя не всегда требуют от учащихся проверки письменных работ или часто это требование нее сопровождается конкретными советами: что и как проверять (ученики не получают от учителя четких указаний, какая проверка в данном случае необходима, какие орфограммы нужно проверить). Чаще всего учитель говорит учащимся о необходимости проверять свои письменные работы, однако умственно отсталые дети делать этого не умеют.
Причины отмеченных методических недочетов объясняются отсутствием системы работы над изложением в специальной коррекционной школе.
Целью нашей работы является определение системы работы над изложением в старших классах специальной коррекционной школы. В соответствии с этой целью в работе ставились следующие конкретные задачи:
1. Изучить, как отражена проблема связной письменной речи в дефектологических исследованиях и как она реализуется на практике.
2. Рассмотреть характерные особенности изложений различных по сложности текстов, самостоятельно выполненных учащимися 6-9 классов специальной коррекционной школы-интерната по готовому плану.
3. Определить новые подходы к организации системы работы над изложением различных по сложности текстов в старших классах специальной коррекционной школы.
Объектом исследования были учащиеся 6, 7, 8, 9 классов Михайловской специальной коррекционной школы-интерната (село Михайловское Алтайского края). Всего 60 человек. Из них 36 приняли участие в констатирующем эксперименте, 12 – в формирующем и 12 – в контрольном. Все выделенные ученики имели диагноз олигофрения в степени дебильности, не страдали снижением слуха, зрения или нарушением опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования:
1. Анализ общепедагогической и методической литературы по теме дипломной работы.
2. Изучение практики работы над изложением в специальной коррекционной школе-интернате.
3. Проведение констатирующего эксперимента в старших классах специальной коррекционной школе-интернате.
4. Разработка методики обучающего эксперимента.
5. Проведение обучающего эксперимента в старших классах специальной коррекционной школе-интернате, анализ и обработка собранных материалов, а также обобщение результатов.
Прочие статьи:
Процесс предъявления иноязычных звуков
В обучении произношению очень важна правильная организация введения нового звука. При этом следует учитывать следующее:
1. Следует ли объяснять учащимся артикуляцию того иного звука или лучше использовать имитационный метод, когда учащиеся подстраиваются под эталон, предъявляемый учителем либо фо ...
Теоретическое обоснование проблемы коррекции нарушений письма у детей с ЗПР
Анализ результата обследования показал, что речевые дефекты у детей этой группы проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и связано с особенностями их психо - физического развития.
Было выявлено, что нарушение письма у детей с ЗПР является следствием недоразви ...
Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в
учебно-спортивной деятельности
Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению – «приводящий в движение».
Поб ...