Обучение изложению в массовых и вспомогательных школах

Страница 7

Все исследования отмечают бедность словарного запаса умственно отсталых детей, которая обнаруживается в том, что они не знают названий многих знакомых предметов, слов, имеющих обобщенное значение. Редко встречаются в речи таких детей слова с абстрактными значениями. Мал запас прилагательных, приставочных глаголов, наречий, предлогов.

В грамматическом строе речи учащихся вспомогательной школы отмечается ряд особенностей. Специальные исследования показали, что умственно отсталые школьники обычно употребляют примитивно построенные предложения. Простые предложения, встречающиеся в речи школьников, состоят из меньшего количества слов, чем простые предложения нормально развивающихся детей. Часто эти предложения неполны, неточны. В них нарушается согласование слов, их порядок. Характер построения предложений говорит о том, что учащиеся вспомогательной школы упрощенно отражают связи и отношения, существующие между предметами и явлениями окружающего мира. Дети редко говорят о свойствах и качествах предметов, мало характеризуют их действия, не отражают временных, целевых и других отношений.

Психологи и педагоги специальных коррекционных школ подчеркивают речевую замкнутость, особенно явно обнаруживающуюся у учащихся младших классов, которые в ряде случаев уклоняются от разговоров, участия в беседе и молчат. Иногда повторяют заданные вопросы, вместо того, чтобы отвечать на них. В речи школьников наблюдается стереотипное использование слов, словосочетаний и предложений.

Переход к монологической устной речи протекает у умственно отсталых детей очень сложно. Учащиеся постоянно нуждаются в помощи взрослого. Учитель активизирует школьников с помощью вопросов, реплик, побуждений. Трудности при овладении монологической речью обусловлены рядом причин. К их числу относится недостаточная сформированность диалога. Не владея навыками построения предложения, ученик не может перейти к связному изложению мыслей. Речевая активность слабая и быстро исчерпывается. Кроме того, умственно отсталые дети долго не понимают необходимости подробного словесного описания событий.

Основная масса учащихся специальной коррекционной школы может воспринимать монологическую речь учителя в первую половину урока, примерно в течение 20 минут, некоторые 5-10 минут. Затем ученики отвлекаются, занимаются посторонними делами или пребывают в полусонном состоянии. Отмеченные особенности мешают умственно отсталым детям овладевать связной письменной речью, элементы которой начинают усваиваться или со второго класса. Учащиеся записывают упражнения по картинкам, дают письменные ответы на вопросы, составленные учителем. Вопросы постепенно усложняются: сначала они требуют простого названия предмета, затем описания признака или действия, затем побуждают учеников к развернутым высказываниям.

В третьем классе ученики специальной коррекционной школы учатся писать короткие сочинения и изложения.

А.К. Аксеновой (1975) установлено, что в третьем классе небольшое сочинение по опорным словам является наиболее доступным видом работы. Ученики правильно используют имеющиеся сведения о весенней природе, логически верно строят описания. Опорные словосочетания (существительные и прилагательные) входят в состав составленных ими предложений.

С сочинениями по картинке, воспроизводящей природные явления, дети не справляются. Их описания не отражают заданных сюжетов, характеризуются бедностью словаря, примитивностью структуры предложений, большим количеством разнообразных ошибок.

Письменной сочинение по сюжетным картинкам, изображающим мирную жизнь, эпизоды из военных событий и различные случаи из детской жизни, показывают, что далеко не все пятиклассники могут правильно написать о том, что они видели на картинке. Некоторые пишут сочинение, совсем не связанные с картиной, отдельные школьники отказываются от выполнения заданий. Многие не понимают, о чем следует писать.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Игры и упражнения, направленные на формирование словообразования существительных у старших дошкольников с ЗПР
Игры и упражнения, направленные на формирование словообразование существительных, были подобраны согласно выше изложенным направлениям, с использованием рекомендаций Вершининой О.М., Лалаевой Р.И. Игра «Черный ящик». Цель: развитие мыслительных операций. Детям показывают «черный ящик» или просто су ...

Наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспи ...

Соотношение понятий: метод, прием, средство, форма
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и социа ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru