Методика исследования звукопроизношения

Страница 1

Ребенку дают картинки, чтобы звук:

- стоял в начале, середине и конце слова;

- в изолированном произношении;

- в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных

- во фразах

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произношения которого исследуются. Отмечают отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях.

Повторяй за мной либо назови по картинке.

Проба №1:

· собака, усы, нос

· зубы, коза, зонт

· цепь, яйцо, огурец

· рыба, корова, топор

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б,П,Д,Т,Т,К,Х,Й) и их мягких вариантов. Предлагается условно разделить все звуки на пять групп:

1 – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц

2 - шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

3 – Л - ль

4 – Р- рь

5 – Г, К Х и их мягкие варианты, звук Й.

Оценка: произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

А) безукоризненное произношение всех звуков;

Б) один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

В) в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно;

Г) искажения или замены нескольких звуков группы.

Методика исследования состояния фонематического слуха

Недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном слухе является причиной затруднений многих детей в различных сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком.

Логопед читает текст – проба № 1.

Инструкция: брось фишку, если услышишь звук – Ж.

Текст: После дождя большие лужи. В небе кружит коршун.

Звук – З.

В сосновом лесу смолистый запах.

Звук – Г

Рябины покрыты гроздьями красных ягод.

Звук – Д

Настала осень. Дует холодный ветер. Часто идут дожди.

Проба 2: Посмотри на картинки и покажи:

- где дочка, а где точка;

- где дрова, а где трава;

- где бочка, а где почка;

- где пень, а где тень;

- где коза, а где коса;

- где удочка, а где уточка.

Отмечается правильность выполнения либо уподобление слов, либо полная невозможность воспроизведение пробы.

Методика исследования фонематического восприятия

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия.

Это в свою очередь затрудняет формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Звуковой анализ - это определение количества и последовательности звуков в слове, определение рядом стоящих соседей.

Инструкция: Проба №1 * Определи, есть ли звук в слове и где он находится (в начале, середине, конце слова)

звук Ш: шапка, мышка, душ;

звук Р: роза, корова, помидор.

Проба №2 * Определи количество звуков в слове и их последовательность, назови 2 и 4 звук в слове (груша, слон).

Методика исследования процесса письма

Тексты подобраны с учетом наиболее часто встречающихся смешений графем. При выборе уровня сложности необходимо учитывать степень орфографической подготовки. Методика проведения диктанта стандартная.

Диктант №1.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом журчат ручейки. У крыльца большая лужа. Детишки убрали коньки и лыжи. Они пускают кораблики. Все встречают весну.

Диктант №2.

Дифференциация шипящих и свистящих звуков.

Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костер. Слышу свист суслика. Шумят вершины сосен. Пора ворошить душистое сено. Скоро поспеют сливы и груши.

Диктант №3.

Дифференциация звонких и глухих звуков.

Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша идут в лес.

Оценка успешности письма.

В основу анализа положена бальная система, предложенная К.П.Н. Т.А. Фотековой, Д.П.Н. Т.А. Ахутиной «нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» - газета «Школьный психолог», № 37,№ 38 2001 г.

За одну ошибку начисляют 5 баллов.

В обследовании предлагают проанализировать качество и количество ошибок письма. Были выделены ошибки нескольких типов:

1. нарушение звуковой структуры слова;

2. лексико-грамматические ошибки;

3. графические;

4. орфографические.

Но в основные индексы шкал были включены оценки только за два типа ошибок:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Нарушение темпа и ритма речи
Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи. Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической сторо ...

Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью
Хотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях. Как справедливо отмечала еще в 1980е годы в ...

Существенные признаки вертикали школьных учебников
Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образов ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru