Ход и результаты констатирующего эксперимента

Страница 4

- умение переходить от одних средств изображения к другим;

- умение строить модели разных типов.

Одной из операций, входящих в состав деятельности моделирования, является кодирование (декодирование) или формирование умения воспроизводить содержание в знаково-символической форме и переходить от одних средств изображения к другим. В нашей работе кодированием является этап построения модели при анализе и решении задач с использованием моделирования. Кодирование информации, имеющее целью дальнейшее ее распознавание, обусловливает набор определенных кодов, алфавитов, символов. При моделировании кодируется не весь объект, а какая-то его сторона, т.к. это направлено на выделение существенной характеристики, а не всей совокупности признаков, заключенных в объекте.

Для исследования умения кодировать информацию была использована методика "Пиктограмма" [А.Р.Лурия], в ней требовалось изобразить слово или выражение и использовать символ как средство для запоминания.

Учащимся вторых классов предлагались слова и выражения, прямое изображение которых затруднено или невозможно: вкусный ужин, тяжелая работа, доброта, сила, грусть, интересный урок, обман, отдых, буря, девочке холодно, любовь, зависть, друг (13 слов из возможных 16). В инструкции говорилось, что нет необходимости делать точный и конкретный рисунок, а надо нарисовать любое изображение или значок, которые помогут вспомнить слово, т.е. пиктографическим образом записать ряд понятий различной степени обобщённости. Использование буквенных и словесных обозначений запрещалось. Каждое последующее слово и словосочетание диктовалось с интервалом в 30 секунд. Воспроизведение проводилось через 40 минут. При анализе пиктограмм использовались следующие критерии выполнения:

- степень адекватности, т.е. соответствие смыслу заданного слова;

- степень воспроизведения, т.е. количество слов, которые нужно было воспроизвести от общего числа слов и словосочетаний;

- степень символизации, т.е. подробные и конкретные рисунки или обобщенные, символичные, краткие.

Результаты работы второй серии констатирую и (его эксперимента представлены в таблице.

Задание (условное название "Таблица")

Цель: проверить умение выделять признаки объектов и переходить от одних средств изображения к другим.

• Заполни клетки таблицы. Заполни круги, нарисовав вариант пересечения

Результаты выполнения задания представлены в таблице

Анализ результатов выполнения задания показывает, что в контрольном классе и в экспериментальном классе показатели в целом не отличаются, основные трудности связаны с заполнением кругов и нахождением их пересечения.

Анализ использования моделирования при выполнении заданий показал следующее:

1.Многие учащиеся не используют моделирование как способ, а модели как средство решения задач. Решение представляется учащимся настолько простым и доступным, что они обходятся без вспомогательных моделей;

2.Учащиеся, которые использовали при выполнении заданий моделирование, обнаруживают недостатки в моделях:

- неадекватность использования знаково-символических средств, с точки зрения формы построения, поскольку они не совсем удобны для дальнейшей работы над задачей;

- необобщённость знаково — символических средств, что выражается, с одной стороны в том, что создаваемые ими знаки очень конкретны и с большой степенью детализации, с другой стороны, наблюдаются трудности в представлении знаками абстрактных понятий;

- выделенные части задачи в модели не везде образуют законченную структуру; не везде сохраняется соответствие с элементами задачи и их отношениями в модели;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Характеристика школьного учебника
К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника: информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащи ...

Обсуждение полученных результатов
Определены показатели самореализации испытуемых в сфере учебной деятельности. Все группы испытуемых оценивают успешность своей учебной деятельности как среднюю: у 9-класников – 5,37 ± 0,68 балла; у 10-класников – 5,39 ± 0,73 балла; у 11-класников – 5,24 ± 0,59 (оценивание производилось по 10-балль ...

Стимулирующая функция контроля ЗУНов в учебно-познавательной деятельности младших школьников
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Существует ряд функций, которые выполняют контроль и оценка: Социальная - проявляется в требованиях предъявляемых обществом к ур ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru