Ход и результаты констатирующего эксперимента

Страница 4

- умение переходить от одних средств изображения к другим;

- умение строить модели разных типов.

Одной из операций, входящих в состав деятельности моделирования, является кодирование (декодирование) или формирование умения воспроизводить содержание в знаково-символической форме и переходить от одних средств изображения к другим. В нашей работе кодированием является этап построения модели при анализе и решении задач с использованием моделирования. Кодирование информации, имеющее целью дальнейшее ее распознавание, обусловливает набор определенных кодов, алфавитов, символов. При моделировании кодируется не весь объект, а какая-то его сторона, т.к. это направлено на выделение существенной характеристики, а не всей совокупности признаков, заключенных в объекте.

Для исследования умения кодировать информацию была использована методика "Пиктограмма" [А.Р.Лурия], в ней требовалось изобразить слово или выражение и использовать символ как средство для запоминания.

Учащимся вторых классов предлагались слова и выражения, прямое изображение которых затруднено или невозможно: вкусный ужин, тяжелая работа, доброта, сила, грусть, интересный урок, обман, отдых, буря, девочке холодно, любовь, зависть, друг (13 слов из возможных 16). В инструкции говорилось, что нет необходимости делать точный и конкретный рисунок, а надо нарисовать любое изображение или значок, которые помогут вспомнить слово, т.е. пиктографическим образом записать ряд понятий различной степени обобщённости. Использование буквенных и словесных обозначений запрещалось. Каждое последующее слово и словосочетание диктовалось с интервалом в 30 секунд. Воспроизведение проводилось через 40 минут. При анализе пиктограмм использовались следующие критерии выполнения:

- степень адекватности, т.е. соответствие смыслу заданного слова;

- степень воспроизведения, т.е. количество слов, которые нужно было воспроизвести от общего числа слов и словосочетаний;

- степень символизации, т.е. подробные и конкретные рисунки или обобщенные, символичные, краткие.

Результаты работы второй серии констатирую и (его эксперимента представлены в таблице.

Задание (условное название "Таблица")

Цель: проверить умение выделять признаки объектов и переходить от одних средств изображения к другим.

• Заполни клетки таблицы. Заполни круги, нарисовав вариант пересечения

Результаты выполнения задания представлены в таблице

Анализ результатов выполнения задания показывает, что в контрольном классе и в экспериментальном классе показатели в целом не отличаются, основные трудности связаны с заполнением кругов и нахождением их пересечения.

Анализ использования моделирования при выполнении заданий показал следующее:

1.Многие учащиеся не используют моделирование как способ, а модели как средство решения задач. Решение представляется учащимся настолько простым и доступным, что они обходятся без вспомогательных моделей;

2.Учащиеся, которые использовали при выполнении заданий моделирование, обнаруживают недостатки в моделях:

- неадекватность использования знаково-символических средств, с точки зрения формы построения, поскольку они не совсем удобны для дальнейшей работы над задачей;

- необобщённость знаково — символических средств, что выражается, с одной стороны в том, что создаваемые ими знаки очень конкретны и с большой степенью детализации, с другой стороны, наблюдаются трудности в представлении знаками абстрактных понятий;

- выделенные части задачи в модели не везде образуют законченную структуру; не везде сохраняется соответствие с элементами задачи и их отношениями в модели;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению мног ...

Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются ...

Содержание культурно-гигиенических навыков у дошкольника, сформированных в условиях семьи
Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего, ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru