Формирование обобщённого умения решать задачи на основе моделирования

Новая педагогика » Формирование обобщённого умения решать задачи на основе моделирования

Проблема моделирования в обучении младших школьников умению решать задачи всегда вызывала интерес, как в педагогике, так и в психологии. Именно оно многими рассматривается как важнейшее среди тех, которыми должны владеть учащиеся в средней школе.

Это связано с возрастанием роли теоретических знаний в науке, что вызывает необходимость повышения теоретического уровня знаний, формируемых на разных этапах обучения. Из анализа литературы следует, что одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как "абстракции особого рода" (В.В.Давыдов), позволяющие выявить внутренние связи и, отношения объектов.

Проведено большое количество исследований, посвященных проблемам моделирования, раскрывающих применение моделей и методов моделирования в отдельных науках: философии, психологии, педагогике.

В условиях образования, ориентированного на развитие теоретического мышления у младших школьников, особое значение в обучении и, прежде всего, при решении задач, приобретает овладение действием моделирования, поскольку, как показали исследования В.В.Давыдова, оно способствует формированию обобщённых знаний. Это определяет и основные пути организации деятельности учащихся, направленных на развитие мышления в процессе анализа задачи и поиска плана решения на основе моделирования, формирование необходимых для осуществления этого умений и способов действий. Моделирование в данной работе рассматривается не только как способ формирования обобщённого умения решать задачи, но и как одна из целей обучения математике.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников умению решать задачи.

Предмет исследования - моделирование как способ формирования у младших школьников обобщённого умения решать задачи.

Цель исследования - разработать способы и средства формирования обобщённого умения решать задачи на основе моделирования.

Задачи исследования:

1. определить сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе,

2. выявить возможности использования моделирования в обучении,

3. определить содержание и организация деятельности на подготовительном и основном этапах,

4. провести опытно-экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщённого умения решать задачи на основе моделирования.

Методологической основой исследования является:

- современные представления об общих методах познания и их применении в практике обучения (В.А.Штофф, И.Б.Новик, В.В.Давыдов);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

Для поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; экспериментальные методы (психолого-педагогический эксперимент); методы изучения продуктов деятельности; методы статистической обработки данных.

Опытно-экснериментальная база. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ "Элистинская многопрофильная гимназия"

Структура работы. Курсовая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Прочие статьи:

Разработка технологических процессов изготовления и сборки изделия
Таблица 3.2 - Технологическая карта изготовления проекта «Стол для установки компьютера» № п/п Последовательность выполнения работ Эскиз обработки Инструменты, приспособления 1 Раскройка имеющегося листа ДСП 1750 х 3500 мм под заготовки для стола Линейка, карандаш 2 ...

Структуры, этапы и типы уроков
урок педагогический учебник занятие Чем тщательнее будут определены учителем учебно-воспитательные задачи, тем конкретнее и стройнее будет логическая структура урока, его эффективность. Структура урока - это его внутреннее строение, состав, определенная последовательность этапов урока и взаимосвя ...

Исследование уровня религиозных воззрений семьи
Религиозная статистика, так же как всякая подобного рода статистика, не может быть абсолютно точной. Однако в какой-то степени она дает общую картину соотношения религиозных исповеданий. Систематические социологические исследования зафиксировали устойчивый рост уровня религиозности населения: по д ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru