При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому), и на ведущую деятельность детей данного возраста (то есть – игру). В связи с чем, за основу, были положены следующие принципы:
- Онтогенетический принцип.
- Принцип развития.
- Принцип деятельностного подхода.
- Принцип системного подхода.
- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития детей.
Исходя из полученных результатов исследования формирования словообразования существительных, нами были разработаны методические рекомендации, направленные на исправление данного вида нарушения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Формирование словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой, и в этой системе выделяются определенные этапы, в которых выделяются свои цели, задачи, методы работы.
При разработке рекомендаций, учитывались рекомендации Логиновой Е.А. , по мнению которой, логопедическая работа должна состоять из 2-х этапов: подготовительного и основного.
Подготовительный этап.
Цели:
уточнение данных, полученных в процессе логопедического обследования;
определение педагогической стратегии основного этапа;
создание предпосылок его эффективности.
На этом этапе решаются следующие задачи:
Задача №1 - формирование положительной установки ребенка на участие в коррекционных занятиях и привлечение его к совместной деятельности, которая приняла бы произвольный характер, т. е. у ребенка появилось желание и готовность ее осуществлять. Решается эта задача, прежде всего, путем установления взаимоотношений между взрослым и ребенком на принципах доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, отсутствия принуждения. Ребенку должна предоставляться возможность выбора какой-либо из предложенных логопедом видов деятельности, оказываться любая предупреждающая затруднения и ошибки помощь. Одновременно с этим нужно стараться вызвать и поддержать у ребенка исходную мотивацию, которая способствовала бы произвольности и организации его деятельности на занятиях.
Задача №2 - получение логопедом необходимой информации о ребенке, дополняющей обследование. Эта задача решается в непосредственном общении и совместной деятельности логопеда и ребенка на индивидуальных занятиях.
Логопеда могут интересовать более подробные характеристики активности ребенка, такие ее свойства, как продолжительность возможности заниматься интеллектуальной деятельностью, отсутствие или появление утомляемости и негативизма при затруднениях. Важными для правильной организации коррекции являются сведения в отношении критичности ребенка к собственным ошибкам в речи, особенности его самооценки, интересов, мотивов деятельности.
Задача №3 - выбор педагогической стратегии основного этапа логопедической работы. С учетом полученной в ходе индивидуальных занятий информации решается вопрос об отправных моментах, ведущем содержании и дополнительных направлениях коррекции. Логопед также решает вопрос о возможности логопедической помощи ребенку в условиях групповых занятий или необходимости определенного периода индивидуальной работы с данными детьми. В процессе решения задач подготовительного этапа можно использовать беседы с ребенком о его интересах, времяпрепровождении, окружающих людях; о том, что доставляет радость или огорчает в его деятельности. Можно оказывать предупреждающую помощь, направленную на организацию внимания ребенка в определенный момент его деятельности.
Основной этап.
Цель: формирование словообразования существительных.
Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников с ЗПР.
При формировании словообразования существительных, использовались рекомендации Лалаевой Р.И., по мнению которой, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, и должно проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР по устранению нарушений словообразования существительных.
1. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Задачи:
выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать;
толкование пословиц и метафор;
стимулирование слухового внимания;
развитие устойчивости и переключения внимания.
2. Развитие лексики.
Задачи:
обогащение словаря;
уточнение значений слова;
3. Формирование грамматической системы словообразования.
Задачи:
словообразование уменьшительно-ласкательных существительных;
Прочие статьи:
Требования, предъявляемые к преподавателю при
составлении тестовых заданий
Учитель играет важную роль при контроле грамматических навыков, так как учитель должен следить за дисциплиной, правильным оформлением и выполнением, а для этого он должен обладать следующими умениями для осуществления контроля:
умение определять актуальность контроля и его характер (выбрать прави ...
Опора на положительное
«Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов». Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. ...
Организация и проведения формирующего этапа эксперимента
В процессе нашего исследования мы поставили перед собой задачи:
1) закрепить теоретические вопросы, являющиеся основой табличного умножения;
2) закрепить знания учащихся наиболее сложных случаев табличного умножения;
3) продолжить работу по формированию навыков табличного умножения и деления.
...