Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке

Новая педагогика » Использование лепки на уроках изобразительного искусства » Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке

Страница 2

Хотя дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств.

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связанные с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения.

Игра, сказки, интерес к картинкам со временем включаются в занятие лепкой и изготовлением различных поделок. Такие изображения периодично изменяются, совершенствуются не только в зависимости от возраста ребенка, но и от условий, которые помогают или мешают его художественной активности. Поэтому к началу занятий в школе уровень развития разных детей неодинаков, что обязательно надо учитывать учителю.

В школе игра, отзывчивость на сказки и внимание к картинкам, по-прежнему, сопутствуют занятиям детей. Игровая форма организации уроков значительно повышает творческую активность учеников. Сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают их воображение. Произведения скульпторов раскрывают ранее неизвестные им возможности материалов, инструментов и средств изображения.

Лепить дети любят и умеют, и поэтому могут сразу «показать себя». На первых уроках нужно хвалить детей за работу и тем самым показать, что каждый из них замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя. Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или еще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим. На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности.

Детское художественное творчество (фигурки из пластилина или глины и другие изделия) имеют особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка – это овеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стенку и, показывая другим, говорить, что это он сам сделал. Педагогам и родителям надо относиться к ним с полной серьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярко видеть мир мы никогда уже не сможем. Никогда позже люди не проявляют такой художественной талантливости, как в детстве. При внимательном отношении взрослых увлечение лепкой к концу дошкольного возраста перерастает в художественное творчество, в котором может ярко проявиться индивидуальность ребенка.

Ребенок, в отличии от взрослого, ежедневно имеет дело с чем-то ранее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка с самыми неожиданными сочетаниями, потому что контроль со стороны житейской логики еще очень слаб, и то, что для взрослого совмещать недопустимо, у ребенка может легко объединяться в яркий и оригинальный образ.

Творческим продуктом изобразительной деятельности ребенка можно назвать все художественно ценное, чего он самостоятельно раньше не делал, не видел в книжках, то есть то, что не является чистой репродукцией, а представляет собой плод его воображения.

Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение. Для укрепления связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способность к его актуализации. Иногда задание-образец для повторения лишает детей выбора содержания своей работы, пагубно отражается на развитии их фантазии, поэтому им нельзя злоупотреблять.

Воображение может создавать и образы, которые в полном смысле нельзя считать только комбинаторными. Они выделяются особой выразительностью, например, тем, как преувеличением или преуменьшением отдельных фигур или их частей, передается их значение в изображаемом событии.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Интегральная характеристика психологии ребёнка младшего школьного возраста
Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, пр ...

Дидактические условия развития творческой личности у учащихся
Для проверки выдвинутой нами задачи об эффективности эстетического образования в развитии творческой личности было организовано экспериментальное исследование. Исследованием (2009 г.) было охвачено 40 учащихся НПО первого курса гуманитарной специальности Монтажного колледжа. В качестве эксперимента ...

Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью
Хотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях. Как справедливо отмечала еще в 1980е годы в ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru