Структуры, этапы и типы уроков

Страница 1

урок педагогический учебник занятие

Чем тщательнее будут определены учителем учебно-воспитательные задачи, тем конкретнее и стройнее будет логическая структура урока, его эффективность. Структура урока - это его внутреннее строение, состав, определенная последовательность этапов урока и взаимосвязь между ними. Как любая сложная система, урок имеет множество структур (организационная, дидактическая, методическая, психологическая). Современный урок имеет подвижную структуру, а последовательность его этапов обусловлена в первую очередь постановкой целей урока. Этапы процесса обучения, структура урока зависят от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д., в каждом из которых по-разному соотносятся деятельность учителя и деятельность учащихся - главных «действующих лиц» обучения. Наличие и последовательность этапов в значительной степени оказывают влияние на определение самого типа урока.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработана и чаще используется на практике классификация, предложенная Б. П. Есиповым. В ее основе — ведущая дидактическая цель, место урока в системе уроков и других форм организации обучения.

При классификации уроков по дидактической цели под типом урока следует понимать модель урока, которая по своей дидактической конструкции, структуре, методике организации наиболее соответствует данной цели.

Типы уроков:

- урок постижения новых знаний, умений и навыков (цель-ознакомление учащихся с новым материалом и формирование новых знаний, умений, навыков);

- урок формирования и закрепления способов деятельности (цель - закрепление знаний, умений и навыков);

- урок контроля и коррекции (цель - проверка и коррекция знаний, умений и навыков);

- урок обобщения и систематизации (цель - обобщение и систематизация изученного);

- комбинированный (смешанный) урок, направленный на решение педагогом сразу нескольких дидактических задач.

Кроме того, многие дидакты выделяют также урок практического применения знаний и умений. Специфика учебно-воспитательных задач каждого этапа урока определяется, «порождается» триединой целью урока. Триединая цель урока подчиняет себе все содержание учебного материала, методы обучения, формы организации познавательной деятельности.

Таблица 2. Взаимосвязь этапов урока с учебными задачами.

Этапы урока

Учебные задачи этапа

Содержание этапа

Показатели выполнения учебных задач этапа

Организац.

Обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию

1.Приветствие.

2.Выявление отсутствующих.

3.Проверка готовности учащихся к уроку.

4.Проверка подготовленности классного помещения (рабочих мест учащихся и учителя) к уроку.

5.Организация внимания

Доброжелательный настрой учителя и учащихся;

-кратковременность организационного момента;

-полная готовность класса и оборудования урока к работе;

-быстрое включение класса в деловой ритм;

-организация внимания всех учащихся

Проверка Домашнего задания

Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания, выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками

1.Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса.

2.Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками

Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за сравнительно короткий промежуток времени (5-7 мин), установление типичных ошибок и их ликвидация

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Сформировать целенаправленный характер учебной деятельности. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения

1.Сообщение темы изучения нового материала.

2.Формулировкавместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.

3.Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению.

4.Постановка перед учащимися учебной проблемы

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

-эффективность восприятия и осмысления нового материала;

-понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

Усвоение новых знаний

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения

1.Организация внимания.

2.Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

3.Овладение содержанием материала, а также умениями и навыками рационально учиться

Если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся и их действия в процессе беседы, активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы

Закрепление новых знаний

Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения

1.Углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка усвоения сущности новых понятий.

2.Закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике, в нестандартных ситуациях.

3.Выработка соответствующих навыков и умений

Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся:

-умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями;

-умение воспроизводить основные идеи нового материала;

-умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки

Итог урока

Подвести итоги урока. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

1.Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учеников работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

2.Мотивирование домашнего задания

Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Исторически сложившиеся и современные проблемы обучения грамматике иностранных языков; базовые подходы к обучению грамматике
Пожалуй, ни один из аспектов обучения языка не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Выделившись из синтеза логико-философских вопросов, грамматика еще до нашей эры стала самостоятельной областью знаний. Обучение любому языку проводилось по ...

Особенность обучения устной речи по испанскому методу. Педро Понсе де Леон — автор метода обучения устной речи
Изучение первых, известных истории попыток научить глухого человека говорить возвращает нас в XVI век к деятельности испанского монаха Педро Понсе де Леона. В качестве домашнего учителя он занимался воспитанием глухих братьев констебля Кастилии с целью дать им элементарное образование. Когда ему уд ...

Общедидактические принципы обучения иностранному языку
В педагогике, в методике в термин "принцип" вкладывается понятие руководящего начала, некоего исходного положения, на основе которого осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. И если определенный принцип объективно отражает и обусловливает структуру, сущность и отличит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru