Создание урока изобразительного искусства на примере урока в 3 классе

Новая педагогика » Методы преподавания изобразительного искусства в современной школе » Создание урока изобразительного искусства на примере урока в 3 классе

Страница 2

V. Анализ произведений изобразительного искусства. Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Картина «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах, картинах.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими - деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она под кистью художника начала медленное движение.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Крутой пригорок, на котором растут тоненькие деревца, резко обрывается вниз, за край полотна, создавая ощутимое препятствие для нашего взгляда.

Художник создал отчетливую дистанцию между зрителем и миром, изображенным на полотне, чтобы заглянуть как бы со стороны, извне, постепенно вжился в эпически-величавый пейзаж русской осени. Эта дистанция помогает увидеть, как постепенно разворачивается пространство, заключенное в пейзаже И. И. Левитана.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

Всматриваясь в картину детальнее, мы замечаем, что художник написал ее широким мазком. Посмотрите, каким плотным слоем он накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину изображаемого пространства, тем менее густыми становятся мазки, тем легче и бережнее касается художник кистью поверхности холста.

И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Не только мир насекомых, но и формы растительного мира отличаются особенным разнообразием. Листья трав и деревьев, благодаря большому разнообразию их формы, являются прекрасным учебным материалом. Рассмотрим и сравним по форме листья клена и дуба.

♦На какую геометрическую форму похож лист дуба?

Верно, лист дуба имеет сложную геометрическую форму. Если обобщить его форму, то она больше всего будет похожа на овал.

♦А на какую форму похож лист клена?

Лист клена имеет еще более сложную форму - форму пятиугольника. Будучи симметричными, листья в то же время, благодаря особенностям внутреннего строения, никогда не выражают полной симметрии. Это имеет большое значение для рисования, так как передача отклонений от симметричности делает рисунок более убедительным, не превращая его в декоративный элемент узора. Вы ведь помните, что в узоре все элементы должны быть похожими - быть одинакового размера и цвета.

Когда мы рисуем с натуры листья, то как раз и не делаем их декоративными. Надо найти в каждом листочке проявления необычности, непохожести. Такими отклонениями могут быть изменения в общей форме листа, в расположении частей, в распределении жилок.

Чтобы уметь видеть и передавать в рисунке эти отклонения, надо хорошо понимать, что такое симметрия. Симметрия - это гармония, соразмерность, одинаковое или, по-другому, закономерное расположение точек в пространстве. При симметрии одна половина изображаемого предмета является как бы зеркальным отражением другой.

У каждого из вас на столе лежит лист клена и лист дуба. Мы с вами определили, что у клена форма листа похожа на сложный пятиугольник, а у дуба - на овал. Теперь попробуйте найти отклонения от этих форм у ваших листиков.

Вы видите, как характерные особенности одного листика подчеркивают особенности другого. Обратите внимание на то, что, принимая среднюю жилку листьев как бы за ось симметрии, мы должны передать ее направление и характер изгиба.

Особенности формы листа клена требуют большого вашего внимания. Бывает при установлении основных пропорций листа очень трудно выяснить, какие концы листа определяют его общие размеры. Понять форму листа клена вам будет нелегко, если вы не увидите строения листа.

♦Посмотрите внимательно, сколько основных жилок у листа клена.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Результаты исследования особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса -чик (задание 1.1) показало, что у детей ЭГ обнаруживаются трудности в образовании данной формы существительного с помощью этого суффикса, 4 детей допустили по одной ошибки и им потребовалась помощь, после к ...

Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике
Очень интересной на наш взгляд кажется гипотеза, выдвинутая Мильруд Р.П. что «…естественное устное высказывание отражает «синтаксис мысли», который может быть использован для обучения разговорной грамматике в дополнение к овладению нормативной грамматикой устной и письменной речи». Обоснование проб ...

Из истории развития коммуникативно-ориентированного обучения
В начале 70-х годов XX века в зарубежной методике сложилось новое направление, получившее название «коммуникативного подхода», возникновение и развитие которого связано с именами таких английских и американских ученых, как Д.А. Уилкинс, К. Кэндлин, Г.Дж. Уидоусон, К. Джонсон и других . Коммуникатив ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru