Анализ урока учителем изобразительного искусства

Страница 1

В. А. Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа учителем своей собственной работы Сухомлинский видел в том, что учитель сосредоточивает внимание на какой-то, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль стороне педагогического процесса, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу. Это становится началом высшего этапа педагогического творчества - сочетания практики с элементами научного исследования. В самой своей основе педагогический труд, требующий анализа фактов и умения предвидеть, имеет родство с научным исследованием. В основе творческого труда учителя - прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке.

Анализ урока учителем - критический анализ собственного урока, показывающий способность и умение вынести точную оценку самому себе и учить этому школьников. Критичное отношение к своей работе - это умение не только выделять недостатки и исправлять их, но и видеть положительное и закреплять его. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать свою педагогическую деятельность. Как правило, самоанализ осуществляется уже в ходе подготовки урока, в его предвидении, затем в ходе самого урока, когда учитель осуществляет самонаблюдение, самообобщение и самоконтроль. После урока самоанализ осуществляется ретроспективно, когда урок уже дал результаты. В теории и практике используется много самых различных видов анализа урока. Выделим наиболее часто употребляющиеся:

1. Дать характеристику класса, в котором будет или уже проведен урок.

Необходимо проанализировать количество и возраст детей, их психолого-физиологические особенности, уровень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей между собой, интерес к предмету и др. Такая обобщенная характеристика должна быть при каждом анализе урока, но любой учитель знает, что ее составляющие много сложнее и шире. Остановимся на них подробнее. Урок сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретного ученика, поэтому при его организации учитель в той или иной степени учитывает следующие аспекты: структуру межличностных отношений (лидеры - предпочитаемые, аутсайдеры – не предпочитаемые), круг желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав и т. д.; недостатки биологического развития учащихся (дефекты зрения, слуха, чрезмерная заторможенность или повышенная возбудимость, патологические отклонения и т. д.); недостатки психического развития, слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных учащихся, слабое развитие волевой сферы, слабое развитие эмоциональной сферы личности; развитие психических свойств (отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношении личности к самому себе, учителю, семье, коллективу); недостатки подготовленности учащихся (пробелы в фактических знаниях и умениях. проблемы в навыках учебного труда, дефекты в привычках и культуре поведения).

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье
Каждое слово представляет определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона есть два пути: опыт и наблюдение. ...

Программирование в среде Scratch
Scratch – среда программирования, появившаяся относительно недавно, даёт возможность учащимся младшего и среднего школьного возраста создавать игры, фильмы, анимированные истории и многое другое. Программа Scratch в объектно-ориентированной среде «собирается» из разноцветных блоков команд так же, ...

Сущность понятия «творческое мышление»
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органам ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru