Закономерности построения однотоновых гармоний

Страница 1

Итак, мы перебрали все возможные комбинации контрастирующих цветов. Теперь обратимся к двум типам схем, где используются родственные цвета - монохроматической и сходственной. Основу однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов составляет один цветовой тон, который присутствует в каждом из них и придает им спокойный, уравновешенный характер. Сходственная схема цветов, с другой стороны использует цвета, которые расположены по соседству друг с другом на цветовом круге (рисунок 3.7).

А. Менселл определил 3 типа гармонических сочетаний:

однотонные гармонии основаны на одном цветовом тоне разной светлоты (например, красный, из основного 8-частного цветового круга, разбеленный красный и красный из затемненного цветового круга);

гармонии родственных цветов цветового круга - красный и оранжевый;

гармонии взаимодополнительных цветов (желтый и фиолетовый, оранжевый и синий).

Рисунок 3.8 - Пример создания родственных гармоний

4. Группы родственных сочетаний

Как упоминалось выше, к родственным в цветовом круге относят все промежуточные, между двумя основными, цвета, включая только один из их образующих. Они подразделяются на 4 группы: желто- красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые (рисунок 3.8).

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.

Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:

чистый желтый,

оранжевый,

оранжево-красный.

Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:

разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;

оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно;

оранжево-красный оставить неизменным.

5 Гармония родственно-контрастных цветов

Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:

Рисунок 3.9 - Пример создания гармоний родственно-контрастных цветов

теплые: желто-красные и желто-зеленые;

холодные: сине-зеленые и сине-красные;

теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);

теплые; желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония).

Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов (рисунок 3.9).

Рассмотрим первую из них - желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых - чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, то есть они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).

Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны. Более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.

Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это нежелательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного (рисунок 3.10, а).

а б в

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика формирования самостоятельности в процесс обучения
Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех стадиях процесса обучения. При этом один и тот же вид работы может требовать от младших школьников большей или меньшей степени самостоятельности при разном характере заданий. Случается, что работа, выполнявшаяся сначала при участии учителя, затем ...

Система работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий
Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные баз ...

Средства социализации
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уходи за ним; формируемые бытовые ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru