Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки.
Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное и качественное значение. Если первая определяет объем проделанной учеником работы, то вторая - качество выполнения, которое учитель должен профессионально и достаточно объективно выявить. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и качественных потенциальных возможностей ученика и их реализации при освоении учебного материала. Начинающий учитель часто испытывает трудности при выставлении оценки ребенку. Попробуем выяснить, в чем заключаются такие трудности.
1. За что выставляется оценка? За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке (что встречается чаще всего), за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания по предмету и т. д., т. е. следует определить триединые задачи оцениваемой работы. Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Стало быть, планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Очень полезно для создания системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предлагаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых знаний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности.
2. . Как выставляется оценка? Не секрет, что оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства, носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит понимание уровня художественности. Однако критерии, которыми руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно-эстетической ценности своей работы возможно ребенка при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т. д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития.
В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения. Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока. Результаты урока (по Ю. А. Конаржевскому)
Таблица 4. Результаты урока (по Ю. А. Конаржевскому)
Результат работы учителя |
Результаты работы учащихся |
- целенаправленность его деятельности |
— уровень самостоятельности, самодея- |
на уроке; |
тельности учащихся на уроке; |
- характер отношений с учащимися; |
- отношение учащихся к учебному труду; |
- индивидуально-личностный подход к |
- отношение учащихся к предмету, учите- |
учащимся; |
лю, друг к другу; |
- дифференцированный подход к обуче- |
- объективная направленность деятель- |
нию; |
ности учеников на образование и раз- |
- умение педагога приводить в соответст- |
витие своей личности; |
вие содержание учебного материала, |
- наличие у учащихся познавательного |
методы обучения и формы организации |
интереса; |
познавательной деятельности учащихся; |
- воспитательная и развивающая по- |
- работа учителя по формированию и |
движка личности, возникающая в ходе |
развитию общеучебных навыков и уме- |
урока; |
ний; |
- знание учащимися фактического мате- |
- работа по развитию познавательного |
риала и уровень его усвоения |
интереса; | |
- работа учителя по формированию зна- | |
ний, умений и навыков и вооружению | |
учащихся способами познавательной | |
деятельности; | |
- сфокусированность усилий на форми- | |
ровании понятий; | |
- развитие общих способностей учащихся; | |
- объективность оценки знаний уча- | |
щихся; | |
- эффективность усилий, развивающих | |
личность; | |
- эффективность воспитывающих влия- | |
ний на ребенка |
Прочие статьи:
Классификация методов обучения
Сегодня существуют различные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активности учеников, характер учебно-познавательной и деятельности, способ организации взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение и многое другое. Д ...
Характеристика готовности к обучениюв школе
Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в проблематике детской психологии.
В зарубежных исследованиях проблема психологической готовности чаще всего рассматривается как достижение такой степени в развитии, когда ребенок "становится способным принимать участи ...
Особенности осуществления индивидуального подхода
во взаимодействии с учениками
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержан ...