Педагогическая оценка деятельности учащегося

Страница 1

Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки.

Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное и качественное значение. Если первая определяет объем проделанной учеником работы, то вторая - качество выполнения, которое учитель должен профессионально и достаточно объективно выявить. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и качественных потенциальных возможностей ученика и их реализации при освоении учебного материала. Начинающий учитель часто испытывает трудности при выставлении оценки ребенку. Попробуем выяснить, в чем заключаются такие трудности.

1. За что выставляется оценка? За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке (что встречается чаще всего), за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания по предмету и т. д., т. е. следует определить триединые задачи оцениваемой работы. Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Стало быть, планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Очень полезно для создания системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предлагаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых знаний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности.

2. . Как выставляется оценка? Не секрет, что оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства, носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит понимание уровня художественности. Однако критерии, которыми руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно-эстетической ценности своей работы возможно ребенка при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т. д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития.

В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения. Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока. Результаты урока (по Ю. А. Конаржевскому)

Таблица 4. Результаты урока (по Ю. А. Конаржевскому)

Результат работы учителя

Результаты работы учащихся

- целенаправленность его деятельности

— уровень самостоятельности, самодея-

на уроке;

тельности учащихся на уроке;

- характер отношений с учащимися;

- отношение учащихся к учебному труду;

- индивидуально-личностный подход к

- отношение учащихся к предмету, учите-

учащимся;

лю, друг к другу;

- дифференцированный подход к обуче-

- объективная направленность деятель-

нию;

ности учеников на образование и раз-

- умение педагога приводить в соответст-

витие своей личности;

вие содержание учебного материала,

- наличие у учащихся познавательного

методы обучения и формы организации

интереса;

познавательной деятельности учащихся;

- воспитательная и развивающая по-

- работа учителя по формированию и

движка личности, возникающая в ходе

развитию общеучебных навыков и уме-

урока;

ний;

- знание учащимися фактического мате-

- работа по развитию познавательного

риала и уровень его усвоения

интереса;

- работа учителя по формированию зна-

ний, умений и навыков и вооружению

учащихся способами познавательной

деятельности;

- сфокусированность усилий на форми-

ровании понятий;

- развитие общих способностей учащихся;

- объективность оценки знаний уча-

щихся;

- эффективность усилий, развивающих

личность;

- эффективность воспитывающих влия-

ний на ребенка

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Система христианского воспитания по Августину Блаженному
христианство воспитание образование педагогический Один из крупнейших мыслителей поздней античности, творчество которого отражает формирование присущих средневековью педагогических принципов и зарождение средневековой образовательной системы. Творческое наследие Августина огромно: полное издание ег ...

Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью
Хотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях. Как справедливо отмечала еще в 1980е годы в ...

Специфика принципов воспитания
Охарактеризуем вначале требования, предъявляемые к принципам воспитания:1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффек ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru