По итогам проведенного анализа можно сказать, что неспособность ребенка адаптироваться к меняющимся условиям приводит к aнтиoбщественному пoведению, низкой успеваемости по освоению школьной программы, постоянно возникающим конфликтам с обществом, а самое важное к его незащищенности как психологической так и социальной. Эти факторы являются основополагающими в coздании и paзвитии cистемы oбeспечения кoмплексной coциально-пeдагoгической пoддержки в рaзвитии и сoциализации детей. Как показывает практика для успешной работы, положительного и продуктивного взаимодействия peбенка и социальной среды нeoбходим «пocредник». Этим посредником является система социальной поддержки и защиты. С одной стoроны эта система oкaзывает пoмощь peбенку в пpeoдолении зaтруднений в paзвитии и coциализации, а с дpугой – coздает пeдaгогическую cpеду, aдeкватную coциальной.
Анализ именно этих основ построения педагогического процесса, которые позволяют подготовить социального педагога, в процессе работы которого будет осуществляться правозащитная деятельность, и являлось главной проблемой, исследуемой в этой работе. В ходе изучения литературы по данной проблеме, а так же путей её решения можно выделить такие результаты.
При изучении теоритических моделей процесса подготовки кадров в социальной педагогике было выявлено, что подготовка специалистов проходит в три этапа. Эти этапы можно определить как профессионально-адаптивный, технологический, акмеологический. Каждый отдельный этап этого процесса можно рассматривать как некую ступень, которая в соответствии с уровнем подготовленности будущих педагогов к их посреднической деятельности, развивается от интуитивного подхода к творческому, и, содержит в себе четко регламентированную систему ведущих педагогических средств.
На примере одной модели было выявлено, что каждая ступень развития, каждый уровень подготовки отличается свои содержанием. Так, например: интуитивный уровень подготовки социальных педагогов к посреднической деятельности отличается от всех те, что желание осуществлять посредническую деятельность у педагогов только зарождается, оно еще никак не оформилось. Далее в процессе развития и перехода к репродуктивному уровню подготовленности появляется возможность говорить о наличии целостности в картине общего осознания своей дальнейшей деятельности, это можно зафиксировать в мотивационно-целостном компоненте, который в свою очередь побуждает к овладению специфическими знаниями, навыками, а так же возможности говорить о рефлексии деятельности. Следующим этапом становится репродуктивно-творческий уровень развития. В его основе лежит готовность осуществлять координацию усилий различных специалистов для решения всевозможных, вновь появляющихся социальных проблем ребенка. Это готовность основывается на устойчивой системе знаний, навыков, системе пофессионально-личностных посреднических ценностей, а также степени развития способности обращать внимание на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысления. И наконец, творческий уровень. Этот уровень развития подразумевает под собой единство всех компонентов системы и проявляется как стремление и способность к эффективной посреднической деятельности социального педагога в различных жизненных ситуациях, связанных с профессиональными обязанностями.
Следующим выводом из проведенного анализа является то, что на различных этапах подготовки используются разные средства. На профессионально-адаптивном этапе выступала дискуссия и самостоятельная работа студентов, а также организация волонтерской деятельности будущих социальных педагогов. Использование этого средства позволяет добиться снижения конфликтности и гуманизации отношений. Это выражается в повышении социальной направленности во вне-учебной деятельности, росте познавательно-практического интереса, стремлении к творческому выполнению предлагаемых заданий, повышении способности к самоорганизации учебной деятельности, росте коммуникативных и социально-перцептивных способностей.
Ведущим средством подготовки на технологическом этапе являлось использование различных типов проектного обучения: проекта-результата, проекта-партнерства, проекта-самопознания. Такие методы дают возможность расширить знания будущих специалистов, систематизировать знания в области технологии социального администрирования, повысить уровень коммуникативных, организаторских, проектировочных умений, способности студентов к командной работе, установлению партнерских отношений.
Прочие статьи:
Особенности развития детей младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого се ...
Методы нравственного воспитания
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - ...
Психолого-педагогические ресурсы игровой деятельности в коррекции
недостатков интеллектуального развития у детей с задержкой психического
развития
Основная задача современной школы, и это уже общепризнанно, - не просто сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Это реализуется в концепции личностно-ориентированного обуче ...