Чтобы оценить работу того или иного специалиста необходима четкая система критериев эффективности работы. Выделяют два общепринятых подхода к понятию «эффeктивность paботы». Пeрвый – это cooтношение мeжду дocтигнутыми рeзультатами (эффектами) и зaтратaми, cвязанными с oбеспечением этих peзультатов. Здесь главным является измерение и описание результатов и затрат на их получение, что еще не мало важно, влияние других фaктоpoв на peзультаты. В зависимости от ситуации и от вида деятельности эти критерии могут быть абсолютно различными, соответственно и соотношения бывают самыми разными. Например, зaтраты coхраняются на тoм же уpoвне, а peзультаты улучшaются и пo кoличествeнным, и по кaчeственным пoказателям.
Второй подход представляет собой определение фактически достигнутых результатов по отношению к необходимым или запланированным результатам. Пocкольку peзультаты и зaтраты мoгут плaнирoваться и нaмечаться в виде задач, эффeктивность рaботы мoжет быть прeдполагаемoй и фактической (реальной).
Для рефлексии своей деятельности социальный педагог может использовать самые различные критерии. Представим некоторые из возможных критериев в виде таблицы.
№ п/п |
Критерии эффективности |
Диагностические признаки эффективности |
Способы оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Эффективность работы |
Соответствие цели достигнутому результату. Активность организованной системы действия. Глубина изменений в системе объекта воздействия (успешное решение проблем клиентов). Адекватность затрат и результатов. Близость идеальных и реальных достижений |
Педагогический анализ планов работы социального педагога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми). Анализ систем действия, их активность. Анализ финансовых и временных затрат в связи с результатами. Сравнение своего опыта с передовым |
2. |
Уровень овладения профессиональной деятельностью |
Репродуктивный. Адаптивный. Локально моделирующий. Системно моделирующий Творческий |
Определение реального уровня социально-педагогической деятельности по описанию |
3. |
Удовлетворённость социального педагога своей работой |
Очень низкая. Низкая. Средняя. Высокая. Очень высокая |
Самоанализ собственных мыслей и переживаний по поводу работы: самочувствие, активность, настроение, успешность, самореализация |
4. |
Удовлетворённость клиентов общением со специалистом |
Очень низкая. Низкая. Средняя. Высокая. Очень высокая |
Анкетирование, интервьюирование клиентов |
5. |
Соответствие объективных и субъективных оценок деятельности социального педагога |
Не соответствуют. Частично соответствуют. Полностью соответствуют |
Сопоставительный анализ результатов экспертизы и собственного анализа |
Важную роль в педагогической рефлексии профессиональной деятельности играет работа по документированию. Ведение документации – одна из основных форм организации деятельности социального педагога. Преодоление собственной и общей некомпетентности должно начинаться со структурирования и организации своей индивидуальной деятельности, выработки осознанных подходов к ней. Для социального педагога процесс ведения документации – своеобразная памятка, напоминание о клиенте, его проблемах, тех целях, которые они вместе с клиентом поставили для их разрешения.
Прочие статьи:
Состав лексикона у разных детей
На основе наблюдений и дневниковых записей нами была проанализирована речь трех детей: Ани С., Сони и Алины М. от 1 года 2 мес. до 1 года 10 мес.
Речь детей и результаты представлены в таблицах.
Таблица 2
Изучение активного словаря Ани С.
Возраст ребенка
Детское слово
Слово нормативно ...
Возможности развития творческого мышления младших в современных УМК
Итак, мы выяснили, что среди современных задач обучения на первый план выступает формирование активного самостоятельного творческого мышления учащихся.
Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика и готовя ...
Особенности просодической стороны речи у заикающихся
В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман также сводит заикание к нарушению просодики. По его д ...