Нарушение темпа и ритма речи

Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи.

Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрым, скороговоркой, где слова выступают в редуцированной форме; медленным, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистым, когда речь разделяется на короткие, рубленые или не обоснованные по смыслу отрезки. Темп речи оказывает влияние на метрическую организацию речи, т.е. ритм. Ритм речи - это ее упорядоченность, закономерное расчленение временной последовательности на группы акцентов. Благоприятная скорость для субъективного ритмизирования, по наблюдениям Н.И. Жинкина, составляет от 100 до 200 ударов метронома в минуту (1 слог - 200 мл/сек или 0,2 сек.).

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь. Синоним - брадифразия. По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который доминирует над процессом возбуждения. Проявляется замедленностью темпа внутренней и внешней речи, замедленность письма, монотонность, паузы между словами и звуками. Чаще всего является синдромом какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

Тахилалия - патологическое убыстрение темпа речи. Синоним — тахифразия. Тахилалия является стойким нарушением речи, имеющим тенденцию к рецидивам. Внешние проявления: расстройство речевого внимания; запинки; повторение, проглатывание и перестановки слогов или слов; аграмматизмы. Наряду с нарушением внешней и внутренней речи наблюдаются расстройства чтения и письма, быстрый темп общей моторики и всех психических процессов, повышенная поверхностная эмоциональность, гиперактивность.

Баттаризм или кляттеринг - патологически обусловленное убыстрение речи, при котором слова произносятся нечетко, не договариваются. Речевое дыхание нарушено. Все это делает речь неразборчивой. А.Куссмауль отмечал, что в этом случае у человека нет времени ясно разделить слова и звуки, он глотает слоги и даже целые слова в конце фразы, сами фразы заменяются бормотанием.

М.Е.Хватцев писал, что при этом расстройстве « .звуки слова извергаясь из уст логопата в бешенной погоне друг за другом, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки до полного истощения воздуха».

Полтерн (нем.), то же, что тахилалия, при резком возбуждении лиц, страдающих ею, то есть патологически убыстренная речь с наличием прерывистости речи не судорожного характера. М.Зееман (1965) уравнивает термины «полтерн» и «тахилалия». Основным симптомом «тахилалии - полтерна» он считает интервербальное (внутрисловесное) ускорение, вторичными и сопутствующими симптомами этого расстройства являются проглатывание и повторение слогов, нарушение общей и речевой моторики, психологические изменения.

Прерывистый темп речи характеризуется запинками, спотыканиями, необоснованными паузами в словах и фразах.

Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками судорожного и несудорожного характера. К запинкам судорожного характера можно отнести логоневроз и заикание, несудорожного-полтерн и физиологические итерации (запинки несудорожного характера).

Запинки несудорожного характера (физиологические итерации), как отмечает М.Зееман, часто наблюдаются в детской речи и являются физиологическим признаком определенного периода развития детской речи. Если нет осложнения, это повторение проходит, как только речевые условные рефлексы ребенка укрепляются и он может с достаточной уверенностью выражать свои мысли посредством речи.

У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдаются и запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук - все это может быть причиной необоснованных пауз, спотыкания, повторений.


Прочие статьи:

Философия христианского образования Климента Александрийского
Одна из крупных фигур в истории раннехристианского образования. Он разработал философию христианского образования, встроив в уникальный сбалансированный рисунок завершенной теории накопленное к тому времени наследие языческой педагогической мысли. Рожденный в Афинах и обучавшийся в языческой школе, ...

Первичная профилактика
речевой нарушение психический логопед 1. Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, регламентируемых соответствующими законами и обесп ...

Влияние игры на социальное развитие ребёнка
Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка до школы. Маленький ребенок психологически включен в игру. Он свободно и самостоятельно выбирает игрушку, придумывает тот или иной сюжет, включает в игру сверстников, и они действуют по правилам, которые они сам ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru