Нарушение темпа и ритма речи

Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи.

Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрым, скороговоркой, где слова выступают в редуцированной форме; медленным, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистым, когда речь разделяется на короткие, рубленые или не обоснованные по смыслу отрезки. Темп речи оказывает влияние на метрическую организацию речи, т.е. ритм. Ритм речи - это ее упорядоченность, закономерное расчленение временной последовательности на группы акцентов. Благоприятная скорость для субъективного ритмизирования, по наблюдениям Н.И. Жинкина, составляет от 100 до 200 ударов метронома в минуту (1 слог - 200 мл/сек или 0,2 сек.).

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь. Синоним - брадифразия. По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который доминирует над процессом возбуждения. Проявляется замедленностью темпа внутренней и внешней речи, замедленность письма, монотонность, паузы между словами и звуками. Чаще всего является синдромом какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

Тахилалия - патологическое убыстрение темпа речи. Синоним — тахифразия. Тахилалия является стойким нарушением речи, имеющим тенденцию к рецидивам. Внешние проявления: расстройство речевого внимания; запинки; повторение, проглатывание и перестановки слогов или слов; аграмматизмы. Наряду с нарушением внешней и внутренней речи наблюдаются расстройства чтения и письма, быстрый темп общей моторики и всех психических процессов, повышенная поверхностная эмоциональность, гиперактивность.

Баттаризм или кляттеринг - патологически обусловленное убыстрение речи, при котором слова произносятся нечетко, не договариваются. Речевое дыхание нарушено. Все это делает речь неразборчивой. А.Куссмауль отмечал, что в этом случае у человека нет времени ясно разделить слова и звуки, он глотает слоги и даже целые слова в конце фразы, сами фразы заменяются бормотанием.

М.Е.Хватцев писал, что при этом расстройстве « .звуки слова извергаясь из уст логопата в бешенной погоне друг за другом, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки до полного истощения воздуха».

Полтерн (нем.), то же, что тахилалия, при резком возбуждении лиц, страдающих ею, то есть патологически убыстренная речь с наличием прерывистости речи не судорожного характера. М.Зееман (1965) уравнивает термины «полтерн» и «тахилалия». Основным симптомом «тахилалии - полтерна» он считает интервербальное (внутрисловесное) ускорение, вторичными и сопутствующими симптомами этого расстройства являются проглатывание и повторение слогов, нарушение общей и речевой моторики, психологические изменения.

Прерывистый темп речи характеризуется запинками, спотыканиями, необоснованными паузами в словах и фразах.

Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками судорожного и несудорожного характера. К запинкам судорожного характера можно отнести логоневроз и заикание, несудорожного-полтерн и физиологические итерации (запинки несудорожного характера).

Запинки несудорожного характера (физиологические итерации), как отмечает М.Зееман, часто наблюдаются в детской речи и являются физиологическим признаком определенного периода развития детской речи. Если нет осложнения, это повторение проходит, как только речевые условные рефлексы ребенка укрепляются и он может с достаточной уверенностью выражать свои мысли посредством речи.

У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдаются и запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук - все это может быть причиной необоснованных пауз, спотыкания, повторений.


Прочие статьи:

Культура поведения и профессиональная этика
Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных. Выше мы уже не раз говорили о культуре человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению ...

Здоровье человека
Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие “единого целого”, т. е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Здоровье – это качество приспособления организма к условиям внешней среды (природных и социальных) и внутренних ...

Классификация информационных технологий в школе
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru