Многие авторы считают, что нет общей последовательности в наступлении определенной фазы и ее проявлений, поскольку сам процесс становления и формирования речи весьма индивидуален. Изменения в речи происходят достаточно медленно и последовательно, имеют свои закономерности и индивидуальные временные особенности.
Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. Постепенно появляются слова-уловки, «эмболы», синонимы, уклонения от ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбора и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судорог приводят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслительного процесса, организуя внутренний порочный круг, усиливающий заикание. Более детально этот процесс рассматривается при описании фаз заикания (О. Bloodstein, 1965).
1-я Фаза развития заикания
Эта фаза заикания характеризуется:
1) эпизодичность заикания; периоды плавной речи сокращаются и наступают все реже, сама выраженность заикания флюктуирует по тяжести. В поздних периодах первой фазы заикание становится более постоянным и выраженным;
2) запинки чаще возникают на начальных словах предложения. В начале первой фазы большинство заикающихся испытывают затруднения исключительно при произнесении первого слова в предложении;
3) запинки возникают в основном при произнесении кратких частей речи, особенно предлогов, союзов и т.д.;
4) заикание усиливается под воздействием так называемого «коммуникативного давления», то есть самые большие затруднения ребенок испытывает, когда он возбужден, торопится и пытается о чем-либо рассказать;
5) ребенок обычно не реагирует на свое заикание и говорит во всех ситуациях свободно, без смущения. Заикание может спровоцировать кратковременная эмоциональная реакция. Но беспокойства, тревожности, страха речи нет. Нет переживания своего дефекта речи и неудач в общении.
2-я фаза развития заикания
Для этой фазы характерны следующие особенности:
1) нарушение речи становится хроническими, иногда тяжесть заикания меняется, судорожность речи может на короткое время исчезать;
2) заикание проявляется при быстрой речи или в состоянии эмоционального возбуждения, чаще всего происходит на многосложных словах, значительно реже запинки встречаются на местоимениях и односложных словах. Они могут оставаться на первых словах предложения, но это уже не обязательные и вероятные места запинок.
3) речевой дефект осознается, дети считают себя заикающимися, но еще говорят свободно в любых ситуациях.
В этой фазе могут наблюдаться затруднения в контактах, сопутствующие движения. Расширяется объем сложных для общения ситуаций. Заикающиеся отмечают, что они заикаются примерно одинаково и дома, и в общественных местах, и с друзьями. Речь не зависит от ситуации. Некоторые считают, что в особенно важных для них ситуациях могут «контролировать» свою речь, замедлять темп речи и тем самым уменьшить количество запинок. И, наоборот, речь ухудшается в момент расслабления, при общении с друзьями.
3-я фаза развития заикания
Эта фаза характеризуется следующими особенностями:
1) определенные ситуации становятся трудными для общения, и это чётко осознается заикающимися;
Прочие статьи:
Современные педагогические технологии
Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формирует ...
Методологические
основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения.
Метод наблюдения покоится на одном глав ...
Организация и проведение формирующего эксперимента по
развитию креативности
Анализ и интерпретация результатов исследования Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят ...