Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова

Новая педагогика » Концептуальные особенности системы Л.В. Занкова » Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова

Страница 1

Остановимся в данной статье на особенностях учебника математики И.И. Аргинской, который как показала наша практика, вызывает определенные затруднения у учителей.

Главными задачами изучения математики в системе являются:

- достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ума, воли, чувств, нравственной сферы;

- формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений;

- овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

Известно, Л.В. Занков уделял математике большое внимание и указывал учителям на то, что, работая по учебнику, учитель должен всегда помнить, что этот учебник нацелен не только на приобретение школьником знаний и навыков по математике но, прежде всего на достижение возможно более высоких результатов в общем развитии детей. В процессе выполнения соответствующих заданий дети производят те или иные действия, операции, в тоже время упражняются в сложении, вычитании, умножении и делении, отрабатывая вычислительные навыки.

Таким образом, приобретение таких навыков происходит принципиально другим путем, чем по традиционной методике.

Если учитель по этому учебнику пытается работать так, как он привык по традиционной системе, то, естественно, успеха не будет, а будет крупная неудача.

По системе Л.В. Занкова, по методике И.И. Аргинской выполнение одного задания требует интенсивной умственной деятельности, в процессе которой работа мысли, и возвращение к тому, что уже было изучено.

Соединение письменного выполнения задания с устным счетом постепенно приводит к твердому знанию таблицы сложения и умножения.

В связи с формированием вычислительных навыков необходимо остановиться и на вопросе об особом виде работы - устном счете. Специальных заданий для него в учебниках нет. Однако во многих заданиях есть части, которые требуют устной работы класса. В настоящее время устный счет в начальных классах служит в основном цели совершенствования навыков выполнения определенных математических операций.

Не отрицая использования устного счета для этой цели, мы в соответствии с установками системы Л.В. Занкова считаем, что эта работа должна занимать значительно более скромное место. Основным направлением должно стать развитие таких свойств мыслительной деятельности, как гибкость, быстрота реакции. Творческий учитель при проведении устного счета избегает обычных для него заданий вида: найти значение 3 + 5, 6 + 2 и т. д.

На основе этих выражений, как ориентирует учебник И.И. Аргинской, могут быть предложены различные творческие задания. Например: назови выражения, значение которых равно 8. Дети называют выражения сами.

Обсуждая эти выражения, дети могут вспомнить такие математические выводы, как: выражение 7+1 свидетельствует о том, что последующее число больше предыдущего на единицу; что нужно, выполняя задание, например, с выражением 6+2, 2+6 вспомнить переместительное свойство сложения.

Можно использовать и такого рода задание: 12, 15, 18, 21 - что это?

«Просто ряд чисел», - ответят ученики. Или: «Эти числа можно назвать двузначными, т. к. для записи потребовалось две цифры». Эти числа могут быть значениями суммы. Учитель предлагает назвать всевозможные выражения данных сумм.

К этому же ряду двузначных чисел учитель может дать другое задание, чтобы ученик нашел следующее или предыдущее число. Такой прием можно использовать и при изучении таблицы умножения. Представить, что эти числа - значения произведений. И опять назовется много выражений.

Таким образом, в системе Л.В. Занкова формирование вычислительных навыков происходит не путем нагромождения однородных повторений, а в теснейшей связи с работой мысли ребенка, с усвоением теоретических знаний.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Сущность понятия «творческое мышление»
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами ...

Исследование уровня религиозных воззрений семьи
Религиозная статистика, так же как всякая подобного рода статистика, не может быть абсолютно точной. Однако в какой-то степени она дает общую картину соотношения религиозных исповеданий. Систематические социологические исследования зафиксировали устойчивый рост уровня религиозности населения: по да ...

Проблема младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному в литературе редко называют кризисом, а если и называют, то малым кризисом. Это и понятно, так как под криз ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru