По степени выраженности можно выделить три группы речевых нарушений, наблюдающихся у детей с ЗПР (Мальцева Е.В.):
изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков). Причина, как правило, в недостаточности артикуляционного аппарата и недостаточности речевой моторики. Составляет 24,7 %;
комбинированный дефект: дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слуха. Имеются дефекты в овладении двумя-тремя фонематическими группами. Наблюдается в 52,6 % случаев;
системное недоразвитие речи - нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний. Наблюдается в 22,7 % случаев.
Тяжесть речевого недоразвития во многом зависит от характера основного нарушения. Так, при неосложненном инфантилизме уровень речевого развития имеет характер некоторой задержки или соответствует уровню развития при нормальном развитии.
При ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается нарушение речевой деятельности как системы.
Таким образом, в структуре расстройств словоизменения и словообразования дошкольников с ЗПР в качестве ведущего нарушения выявлено нарушение семантического уровня морфологической системы языка, а именно, трудности дифференциации грамматических значений, а также организация языковой системы. У дошкольников с ЗПР выявлены трудности анализа, сравнения, дифференциации грамматических форм, выделения морфем и соотнесения их со значением, выделения общих правил словообразования и формообразования при восприятии речи, обобщения этих правил и использования в процессе порождения речи, что во многом обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической деятельности этих детей. Нарушения словоизменения и словообразования у дошкольников с ЗПР проявляются как в качественных, так и в количественных особенностях.
Прочие статьи:
Формы организации учебного процесса
Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, или определенный вид занятия (лекция, урок, семинар, лабораторная работа, экзамен и т.п.).
Урок является одной из традиционных форм организации учебного процесса. Урок, это форма организации учебного процесса, при ко ...
Политическое сознание и политическая культура
Понятие политической культуры. Структура и функции политической культуры. Место политической культуры в политической жизни общества. Типология политической культуры. Понятия субкультуры, контркультуры. Источники формирования и способы передачи политической культуры: исторические условия, религия, ...
Развитие творческого воображения на уроках чтения сказок
В настоящее время общепризнано, что необходимо в корне изменить существенную систему образования, которая переживает кризис, равно как и преподавание урока чтения в школе. Причин, приведших к кризису, больше, чем достаточно: это и падение интереса к чтению, стремление наполнить учебный процесс как ...