По степени выраженности можно выделить три группы речевых нарушений, наблюдающихся у детей с ЗПР (Мальцева Е.В.):
изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков). Причина, как правило, в недостаточности артикуляционного аппарата и недостаточности речевой моторики. Составляет 24,7 %;
комбинированный дефект: дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слуха. Имеются дефекты в овладении двумя-тремя фонематическими группами. Наблюдается в 52,6 % случаев;
системное недоразвитие речи - нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний. Наблюдается в 22,7 % случаев.
Тяжесть речевого недоразвития во многом зависит от характера основного нарушения. Так, при неосложненном инфантилизме уровень речевого развития имеет характер некоторой задержки или соответствует уровню развития при нормальном развитии.
При ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается нарушение речевой деятельности как системы.
Таким образом, в структуре расстройств словоизменения и словообразования дошкольников с ЗПР в качестве ведущего нарушения выявлено нарушение семантического уровня морфологической системы языка, а именно, трудности дифференциации грамматических значений, а также организация языковой системы. У дошкольников с ЗПР выявлены трудности анализа, сравнения, дифференциации грамматических форм, выделения морфем и соотнесения их со значением, выделения общих правил словообразования и формообразования при восприятии речи, обобщения этих правил и использования в процессе порождения речи, что во многом обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической деятельности этих детей. Нарушения словоизменения и словообразования у дошкольников с ЗПР проявляются как в качественных, так и в количественных особенностях.
Прочие статьи:
Христианство против пьянства
«Ни пьяницы, ни злоречивые Царства Божия не наследуют»
(1 Кор.6;9-10)
Святитель Василий Великий говорил: «Нет конца этому злу: пьянство само себя заводит всё дальше, никогда не утоляя потребности, но порождая всё большую жажду и требуя всё нового питья».
«Вино потопляет рассудок и ум и возбужда ...
Роль и значение исторического подхода в истории обучения устной речи глухих
школьников
Роль и значение исторического подхода Значение исторического подхода для понимания современных проблем со всей глубиной изложено в трудах выдающихся представителей теоретической педагогики.
Вильгельм Флитнер подчеркивал, что все интеллектуальное неизбежно становится историческим и без прошлого не ...
Обучение как способ организации педагогического процесса
Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным проц ...