Формирование временного коллектива оздоровительного лагеря

Новая педагогика » Формирование временного коллектива оздоровительного лагеря

Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детских оздоровительных образовательных учреждений в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей в период школьных каникул. В постреформистский период в России ежегодно в здравницах различных видов отдыхают свыше 7,5 миллионов детей, поэтому проблема полноценной реализации различных форм стационарного отдыха детей и подростков остается значимой для государства и общества.

Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительно-образовательной работы. Наметилась устойчивая тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха и деятельности в каникулярный период свидетельствует о резком падении престижа лагерей прежней (пионерской) направленности.

В-четвертых, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка особо важное значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая педагогическая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка.

В-пятых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении воспитательной практики, наличием реальных предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детей; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков и др, необычайно обострены в условиях детского лагеря.

Детский лагерь нового типа - это учреждение, работающее по вариативным программам, ставящим во главу угла личность ребенка.

Творчески работающие педагоги задумываются не только над тем, созданы ли условия для полноценного отдыха каждого ребенка в лагере, но и о том, насколько эти условия способствуют самореализации молодого человека, позволяют удовлетворить его внутренние потребности и устремления.

Степень разработанности проблемы исследования. У истоков становления и развития деятельности детских лагерей в России стояли такие известные педагоги и общественные деятели как, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий. В их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей.

Теоретические и методические основы деятельности внешкольных учреждений представлены в работах Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика, К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Конниковой, В.В. Лебединского и др.

Наиболее полно жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря раскрыта в исследованиях В.Н. Антонова, Ю.В. Буранова, К.Н. Волкова, Л.С. Ждановой, Е.М. Рыбинского, К.Н. Травинина.

Истоки современных основ педагогики детских каникул можно найти в методиках коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов, О.С. Газман, Д. Поляков), творческого сотрудничества (Ш. Амонашвили, В. Матвеев, Соловейчик), глубинного общения (Г. Батищев), демократического разновозрастного взаимодействия детей (Л.В. ). Реализация идей этих авторов в детско-взрослых сообществах не просто выявляет дополнительный педагогический потенциал, но и ориентирует на поиск нового содержания педагогического процесса детского лагеря, новых принципов в организации жизнедеятельности всего лагерного сообщества, новых подходов к обеспечению условий, необходимых для самоопределения и саморазвития личности.

Учитывая охарактеризованные выше противоречия, мной осуществлен выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря, создающие предпосылки для полноценного отдыха и самореализации детей в каникулярное время? Решение этой проблемы составляет цель исследования Объект исследования: воспитательная среда загородного детского лагеря.

Предмет исследования: условия эффективности формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря.

Гипотеза: формирование временного коллектива детского оздоровительного лагеря станет условием обеспечения полноценного отдыха и самореализации детей, если: — выявлена специфика формирования в условиях загородных детских оздоровительно-образовательных учреждений; — определен компонентный состав и структура временного коллектива детского лагеря; — раскрыт ресурсный потенциал каждого компонента временного коллектива детского лагеря; — охарактеризован процесс формирования временного коллектива детского лагеря; — выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать место формирования временного коллектива в системе жизнедеятельности современного детского оздоровительного лагеря и выявить его специфику.

2. Определить ресурсный потенциал и структуру формирования временного коллектива детского лагеря;

3. Организовать процесс формирования временного коллектива детского лагеря.

4. Выявить и экспериментально проверить условия эффективности формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря; Общую методологию исследования составляют основополагающие идеи педагогической антропологии, воспитания и социализации человека, а также основные положения учения о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере. Большое значение имеют идеи личностного, культурологического и деятельностного подходов, позволившие определить логику исследования временного коллектива детского лагеря.


Прочие статьи:

Характеристика средств профессионально-педагогического общения
Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого пр ...

Контроль и обратная связь: аспекты интеграции
Научная организация контроля является важнейшим условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую для организации обучения «обратную инфо ...

Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений личности
Индивидуальность - интегральное целое, имеющее разные уровни проявления: организмический (природный) уровень, собственно психологический и социальный. Каждый может быть теоретически разделен на подуровни, но надо помнить, что эмпирия живой индивидуальности всегда есть целое, неделимое и не может б ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru