Формирование временного коллектива на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа

Новая педагогика » Формирование временного коллектива оздоровительного лагеря » Формирование временного коллектива на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа

Страница 1

Научно-экспериментальная площадка в ДБО «Смена» (г. Анапа) была организована в 2003 г. При разработке педагогической технологии изначально было поставлено четкое определение педагогическим отрядом целей и задач взаимодействия с детьми и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Экспериментальная работа проводилась в детской базе отдыха (ДБО) «Смена» г. Анапа, где мы имели возможность наблюдать факт форсированного формирования временного коллектива подростков в летнем лагере. Это позволило нам рассматривать его как своеобразную модель сообщества детей и взрослых, где ярко проявлялись не только особенности, но и общие закономерности, характерные для процессов взаимодействия, общения детей в коллективах, процесса единения общественного мнения, совместных переживаний, настроений.

Предметом психолого-педагогического анализа была специфика и условия, В процессе реализации нашей концепции на практике требовалось в короткие сроки создать антропологически безупречные условия, чтобы подросток становился субъектом своего развития, а не средством реализации педагогами отчужденных от ребенка абстрактных планов и программ. Главный проблемный вопрос, на который мы пытались ответить: какие именно условия для этого необходимы? способствовавшие становлению нравственных отношений подростков.

Поскольку для подростка характерно присвоение опыта, системы ценностей, способов деятельности через механизм идентификации со сверстниками, мы приняли решение транслировать свою нравственную систему ценностей через созданную педагогическую игру «ЭКОС», в которой подростки «самостоятельно» открывают ее и таким образом присваивают.

Ключевая проблема, которую нам пришлось решать при реализации проекта педагогической игры «ЭКОС», – степень допустимой свободы личности в коллективе, при которой возможна ее самореализация и автономия. Ведь подросток, в силу объективных причин, находится в лагере сутками. Постоянно находясь в коллективе, подросток не может побыть в одиночестве. Поэтому мы рассматривали наше сообщество детей и взрослых как свободное объединение автономных личностей, которые в созданной нами ситуаций свободного выбора развили способности к самоопределению.

Проводившаяся нами в форме педагогической игры «ЭКОС» совместная гибкая педагогическая технология формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха позволила реализовать гуманистические идеи сотрудничества в деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, взаимопроникновением в духовный мир друг друга, возможностью личного самовыражения и самореализации.

Поскольку самоактуализация личности подростка рассматривается как основная часть педагогического процесса, то воспитателю необходимо отличаться педагогическим оптимизмом, организаторскими навыками, умением быстро ориентироваться в создавшейся обстановке, самоконтролем, психолого-педагогической эрудицией, профессиональными способностями, компетентностью, педагогической техникой и антропологическими знаниями.

Исследования, проведенные нами, показали, что обученные на курсах комплексной подготовки воспитатели способны поддерживать процесс самоактуализации подростков, они ориентируются на дружескую коммуникацию, позитивно относятся к себе и высоко себя оценивают, могут пробудить живой интерес к творческой деятельности, верят в способности своих воспитанников, искренне сопереживают им, укрепляют в них чувство самоуважения.

В среде воспитателей прослеживается влияние на отношения с подростками гуманного стиля и представлений, базирующихся на убеждении, что мысли и действия подростка определяются в максимальной степени иррациональными эмоциями. Определенное влияние оказывают и ожидания, которые связываются с собственной нравственной позицией воспитателя, что способствует становлению нравственности подростков.

Основываясь на полученных нами и некоторыми другими исследователями результатах, можно сказать, что между воспитателем и подростком заключается своего рода психологический контракт, который включает правила, в том числе не писанные (и не всегда даже осознаваемые и проговариваемые взаимные ожидания друг относительно друга), и подростки начинают соответствовать ожиданиям. В подобной ситуации представляется очевидным, что желание быть принятым и оцененным в коллективе, вызывать симпатии является ведущей потребностью воспитанника. От того, насколько гибко и безболезненно для внутреннего мира подростка вожатый сумеет «облачить» требования психологического контракта в приемлемый формат, зависит уровень его мастерства как педагога.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана
Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. Наб ...

Состав лексикона у разных детей
На основе наблюдений и дневниковых записей нами была проанализирована речь трех детей: Ани С., Сони и Алины М. от 1 года 2 мес. до 1 года 10 мес. Речь детей и результаты представлены в таблицах. Таблица 2 Изучение активного словаря Ани С. Возраст ребенка Детское слово Слово нормативного языка Комме ...

Значение термина «развивающая среда» в работах педагогов и психологов
Термин «развивающая среда» довольно давно стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле. В самом широком контексте развива ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru