Формирование временного коллектива на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа

Новая педагогика » Формирование временного коллектива оздоровительного лагеря » Формирование временного коллектива на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа

Страница 1

Научно-экспериментальная площадка в ДБО «Смена» (г. Анапа) была организована в 2003 г. При разработке педагогической технологии изначально было поставлено четкое определение педагогическим отрядом целей и задач взаимодействия с детьми и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Экспериментальная работа проводилась в детской базе отдыха (ДБО) «Смена» г. Анапа, где мы имели возможность наблюдать факт форсированного формирования временного коллектива подростков в летнем лагере. Это позволило нам рассматривать его как своеобразную модель сообщества детей и взрослых, где ярко проявлялись не только особенности, но и общие закономерности, характерные для процессов взаимодействия, общения детей в коллективах, процесса единения общественного мнения, совместных переживаний, настроений.

Предметом психолого-педагогического анализа была специфика и условия, В процессе реализации нашей концепции на практике требовалось в короткие сроки создать антропологически безупречные условия, чтобы подросток становился субъектом своего развития, а не средством реализации педагогами отчужденных от ребенка абстрактных планов и программ. Главный проблемный вопрос, на который мы пытались ответить: какие именно условия для этого необходимы? способствовавшие становлению нравственных отношений подростков.

Поскольку для подростка характерно присвоение опыта, системы ценностей, способов деятельности через механизм идентификации со сверстниками, мы приняли решение транслировать свою нравственную систему ценностей через созданную педагогическую игру «ЭКОС», в которой подростки «самостоятельно» открывают ее и таким образом присваивают.

Ключевая проблема, которую нам пришлось решать при реализации проекта педагогической игры «ЭКОС», – степень допустимой свободы личности в коллективе, при которой возможна ее самореализация и автономия. Ведь подросток, в силу объективных причин, находится в лагере сутками. Постоянно находясь в коллективе, подросток не может побыть в одиночестве. Поэтому мы рассматривали наше сообщество детей и взрослых как свободное объединение автономных личностей, которые в созданной нами ситуаций свободного выбора развили способности к самоопределению.

Проводившаяся нами в форме педагогической игры «ЭКОС» совместная гибкая педагогическая технология формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха позволила реализовать гуманистические идеи сотрудничества в деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, взаимопроникновением в духовный мир друг друга, возможностью личного самовыражения и самореализации.

Поскольку самоактуализация личности подростка рассматривается как основная часть педагогического процесса, то воспитателю необходимо отличаться педагогическим оптимизмом, организаторскими навыками, умением быстро ориентироваться в создавшейся обстановке, самоконтролем, психолого-педагогической эрудицией, профессиональными способностями, компетентностью, педагогической техникой и антропологическими знаниями.

Исследования, проведенные нами, показали, что обученные на курсах комплексной подготовки воспитатели способны поддерживать процесс самоактуализации подростков, они ориентируются на дружескую коммуникацию, позитивно относятся к себе и высоко себя оценивают, могут пробудить живой интерес к творческой деятельности, верят в способности своих воспитанников, искренне сопереживают им, укрепляют в них чувство самоуважения.

В среде воспитателей прослеживается влияние на отношения с подростками гуманного стиля и представлений, базирующихся на убеждении, что мысли и действия подростка определяются в максимальной степени иррациональными эмоциями. Определенное влияние оказывают и ожидания, которые связываются с собственной нравственной позицией воспитателя, что способствует становлению нравственности подростков.

Основываясь на полученных нами и некоторыми другими исследователями результатах, можно сказать, что между воспитателем и подростком заключается своего рода психологический контракт, который включает правила, в том числе не писанные (и не всегда даже осознаваемые и проговариваемые взаимные ожидания друг относительно друга), и подростки начинают соответствовать ожиданиям. В подобной ситуации представляется очевидным, что желание быть принятым и оцененным в коллективе, вызывать симпатии является ведущей потребностью воспитанника. От того, насколько гибко и безболезненно для внутреннего мира подростка вожатый сумеет «облачить» требования психологического контракта в приемлемый формат, зависит уровень его мастерства как педагога.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Подготовка первого этапа педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования представления учащихся о цвете
Тема исследования: «Формирование у учащихся профессиональных училищ представлений о цвете как выразительном средстве» Объект исследования: процесс обучения учащихся профессиональных училищ. Предмет исследования: формирование знаний и умений у учащихся профессиональных училищ на занятиях цветовед ...

Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько з ...

Методические принципы обучения иностранному языку
К методическим принципам, характеризующим современное обучение иностранным языкам относится прежде всего принцип коммуникативной направленности обучения. Как известно, в методике обучения иностранным языкам основной смысл принципа коммуникативной направленности заключается в понимании того, что гл ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru