Группа продленного дня как феномен образования

Страница 2

В 1925 году в крупных промышленных центрах были созданы ФЗС (фабрично-заводские семилетки) - их называли "школы целого дня" при фабриках и заводах. Принимали в ФЗС подростков, закончивших школу I ступени (четыре класса начальной школы) и поступивших работать на данное предприятие. После 4-5 уроков по общеобразовательным предметам был перерыв на обед, потом три часа работы в цехе под руководством мастеров. Далее часы самоподготовки в библиотеке или классных помещениях, затем спортивные занятия, художественная самодеятельность, кружки по интересам. Вечером учащиеся возвращались домой.

Непосредственное рождение продленного дня как формы образовательного процесса связано с социально-политическими процессами в обществе и педагогическими поисками в образовании в период "хрущевской оттепели". Демократические тенденции в общественной жизни активно подпитывали идеи дальнейшего развития и совершенствования системы общественного воспитания детей.

В сентябре 1956 года в соответствии с решениями ХХ съезда КПСС было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "об организации школ-интернатов". Они представлялись как модель будущего, как "очаг коммунистического воспитания". Предполагалось, что школы-интернаты не только заменят детям семью, но и оградят от дурного влияния улицы, от пережитков капитализма, приобщат к труду.

Теоретики-педагоги и их политические кураторы убежденно считали, что пребывание детей в школе интернате "от младенчества до зрелого возраста даст возможность педагогическому коллективу последовательно осуществлять систему воспитания, необходимую для формирования человека коммунистического общества".

В.А. Сухомлинский не мог скрыть свою обеспокоенность наступлением на воспитательные функции семьи, неправильное понимание самой сущности общественного воспитания. "Среди сил, привязывающих человека к родной земле и родному народу, на первом месте стоит семья, - напоминает он увлеченным организаторам школ-интернатов и предостерегает: Чем больше детей у нас будет воспитываться в школах-интернатах, тем больше будет людей, стремящихся в зрелом возрасте избавится от своих престарелых родителей".

В 1960 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об организации школ с продленным днем". Школы этого типа развивались быстрыми темпами. Но еще более массовый масштаб приобрело развитие групп продленного дня. К концу 80-х годов более 40% учащихся начальных классов занимались в режиме продленного дня.

Однако став массовой формой учебно-воспитательного процесса, режим продленного дня проявил и недостатки, особенно очевидные в 80-е годы. О них говорили педагоги, ими возмущались родители, они отталкивали детей от продленки. Коротко отметим негативные черты:

Часто массовый охват детей режимом продленного дня приводил к формализму. Школа просто объявляла об открытии групп и классов продленного дня, не давая родителям выбора. Это затрудняло жизнь детей, которые посещали музыкальные, художественные, спортивные школы, а также должны были помогать младшим или пожилым членам семьи;

Во многих школах режим продленного дня разворачивался без должной материальной базы. Школы работали в две смены, и для занятия детей после уроков не было помещений, оборудованных игровых площадок в школьных дворах, налаженного горячего питания, медицинского контроля;

Не могло не сказываться на качестве работы продленного дня при его невероятной массовости и отсутствие необходимого количества квалифицированных педагогов-воспитателей.

Давала себя знать и изоляция детей, в продленном дне школы от жизни их ровесников в микрорайоне, от естественного социума и даже, в определенной степени, от каждодневных контактов и обязанностей в семье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения
Еще Я.А.Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учите ...

Организация проведения и результаты опытно-экспериментальной работы
иностранный язык экономический культура формирование Мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу по формированию экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам. Всего в исследовании приняли участие 15 учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 17 города Тобольск ...

Содержание обучения иностранному языку
Содержание обучения иностранным языкам составляет одну из кардинальных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос "чему учить?". В этой главе будет сделана попытка показать один из подходов к решению этого вопроса, исходя из статуса методики как науки, предметом которой явл ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru