Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Новая педагогика » Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 1

В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.

Сегодня данные ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой потеряна вертикальная традиция преемственности поколений, с существенным снижением этического стандарта, выразившимся в повсеместном распространении коррупции, порнографии, наркомании, в росте преступности, в маргинализации массовых культурных образцов, в сомнительных поведенческих примерах. Обострение проблемы приобщения к общечеловеческим ценностям вызвано также появлением молодежных группировок с расистскими, инфернальными установками, готовых к насилию, вандализму и правонарушениям.

Особенно тяжело в этих условиях приходится подросткам, которые составляют особую социально-демографическую группу, еще не обладающую достаточным нравственным и социальным иммунитетом.

Исследователи (Е.В. Бондаревская, С.К. Бондырева, Б.Т. Лихачёв, Н.Д. Никандров, И.В. Павлов, Л.Ю. Сироткин, Д.И. Фельдштейн и др.) подчеркивают сложность процессов, происходящих в подростковой среде, и признают заметное ухудшение ее духовного состояния, характеризуют его как нестабильное и не обеспечивающее необходимых возможностей жизненного самоопределения.

Поэтому оказание помощи подросткам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такого воспитательного пространства, которое «формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении» (Н.Д. Никандров) являются приоритетными задачами современной общеобразовательной школы.

В «Уставе общеобразовательной школы» в построении такого пространства важное место отводится классному руководителю - организатору воспитательного процесса в первичном коллективе.

Вместе с тем проведенное нами изучение показало, что значительная часть современных классных руководителей общеобразовательных школ испытывают определенные трудности в организации воспитательной работы с учащимися подросткового возраста, не владеют достаточными теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками формирования ценностных ориентаций.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования ценностных ориентаций сложна и многогранна. Ее пытались решить еще Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие великие мыслители античности.

Значительный вклад в развитие представлений о природе ценностей и аксиологических императивах образования и воспитания личности внесли как зарубежные (Г. Мюнстербрег, Г. Олпорт, Ф. Вернон, Г. Линдзи, М. Рокич, В. Франкл и др.), так и отечественные исследователи (С. Ф. Анисимов, Р.Г. Апресян, А.С. Арсеньева, О.М. Бакурадзе, Е.В. Бондаревская, Б.С. Братусь, Л.А. Вершинина, В.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, И.М. Дуранов, М.С. Каган, В.Т. Лисовский, Н.Д. Никандров, Б.Д. Парычик, А.В. Разин, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Г.И. Чижакова, Г.И. Филонов, И.Я. Яковлев и др.).

Отдельные аспекты формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в различных воспитательных системах рассмотрены в трудах ученых-педагогов Л.В. Байбородовой, Н.И. Болдырева, О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, О.Г. Васюкова, Г.Н. Волкова, О.С. Газмана, Т.И. Галкиной, В.А. Караковского, Е.Н. Крестьяновой, Л.В. Кузнецовой, И.С. Марьенко, О.В. Михайловой, Л.В. Островской, О.Ю. Сергеевой, А.Ф. Скворцовой, Ю.П. Сокольникова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Семантический этап порождения высказывания
Модели порождения речевого высказывания, разрабатываемые в современной психолингвистике, базируются на положениях Л.С. Выготского об опосредствованном знаками характере человеческой деятельности; о порождении речи, берущей начало от мотива и идущей к внутреннему слову, к значениям внешних слов и, н ...

Психические функции и формирование ориентации на слово
Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Разливают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную - произнесение звуков речи самим человеком. Об ...

Способы организации группы
Классная комната может быть приспособлена для облегчения различных видов взаимодействия и возможные трудности могут быть предотвращены при помощи тщательного планирования. В тех случаях, когда мебель прикручена к полу, О’Рейли дает несколько рекомендаций преподавателю, который готов вытерпеть некот ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru