Тестовый контроль. Чтобы грамотно составить тестовый контроль (ТК) знаний, преподавателю нужно определить количество тестовых контролей в семестре; количество баллов за каждый тестовый контроль и количество вопросов в нем; способ тестирования: «накопленным итогом» или поэтапное, а также форму проведения контроля (в аудитории, в дисплейном классе, с участием преподавателя и т. п.); виды вопросов, входящих в контроль, и ответов на них; форму представления студентами ответов на вопросы и способы проверки ответов; возможность самообучения студентов.
Тестирование имеет положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны:
а) объективность оценки (независимо от симпатий и антипатий преподавателя);
б) возможность существенно снизить напряженность между преподавателем и студентом, а также в значительной мере снять эмоциональную (стрессовую) нагрузку на преподавателя;
в) быстрота контроля знаний студентов (одновременно тестируется вся группа);
г) широкий охват материала, так как включаются вопросы по всем пройденным темам;
д) невозможность пользоваться шпаргалкой;
е) необходимость для студентов запоминать не только тему в целом, но и многие детали, которые при обычной подготовке ускользали от внимания.
Отрицательные стороны:
а) формальность. Иногда бывает трудно сформулировать вопросы, требующие размышлений;
б) зависимость ТК от общей системы оценки, т. е. если за тестовый контроль студенты получают мало баллов, то они меньше к нему готовятся;
в) отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентом.
Таким образом, каждый преподаватель может сделать вывод о приемлемости или неприемлемости этого метода.
Используя тестовый контроль, следует сначала определиться с количеством контролей. Чтобы заработал принцип «обучение небольшими этапами», лучше всего разбить курс на 3—4 части и проводить тестирование после каждого раздела. В тестовый контроль удобно включать вопросы, использованные для опроса студентов на практических занятиях. Количество баллов за каждый контроль будет свидетельствовать о том, какое значение преподаватель придает теоретической подготовке студентов. Здесь важно установить оптимальные пропорции оценки (баллами) ТК и других видов работы студентов.
Эффективной, на наш взгляд, является такая организация тестирования, при которой сдача каждого ТК означает, что данная часть темы (раздела) курса студентом освоена с соответствующей оценкой (баллом), а сумма баллов за все ТК составляет часть экзаменационной оценки. Экзамен в этом случае совпадает с последним ТК. Например, курс поделен на 3 равные части: после каждой из них студенты сдают ТК, за каждый из которых можно получить максимум 18 баллов. Допустим, за первый ТК студент набрал 10 баллов, за второй — 12, за третий — 15 баллов. Итого, 37 баллов из 54 баллов, которые соответствуют «теоретической части экзаменационной оценки». Если части, на которые поделен курс, неодинаковы по объему или по значимости материала, то каждый ТК может иметь свой максимальный балл. Например, два первых контроля по 15 баллов каждый, а третий — 25; или 20,15,20 и т. п.
Можно также проводить тестирование «накопленным итогом». Этот способ заключается в том, что в каждый последующий контроль включаются все или какая-то часть вопросов предыдущего ТК. Например, из 30 вопросов первого ТК во второй войдут 15 вопросов и 20 новых. Значит, ТК-2 будет состоять из 35 вопросов; в ТК-3 войдут 20 вопросов из второго контроля и 20 новых. Следовательно, третий контроль будет содержать 40 вопросов и т. п. Очевидным достоинством такого способа тестирования является то, что студенты вынуждены повторять пройденный материал, у них задействуется «длительная память». - Количество вопросов в ТК зависит от объема пройденного материала и от времени, которым располагает преподаватель. Длительность проведения самого ТК целиком определяется количеством вопросов (1 вопрос — 1 мин). Отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что этого времени достаточно.
Прочие статьи:
Модель текста задачи как основа наглядно-образного мышления младших
школьников
Мышление школьников при изучении математики строится не только на основе общих психологических механизмов и операций, адекватных усвоению научного знания, но и включает формирование специфических механизмов, моделирующих существенные признаки и способы описания познаваемых объектов, выраженные в и ...
Стадии развития конфликта
Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.д. На этом этапе есть т ...
Социологический аспект молодежной
культуры
Приобретение рок-музыкой столь всеобъемлющей популярности имело социологические причины с самого начала.
Во второй половине 20 века молодежь всех индустриально-развитых стран мира вступает в "общество взрослых" существенно иными путями, нежели в предшествующие периоды. Один из традицион ...