Вопросы обучения речи глухих детей в исследованиях сторонников реформаторской педагогики

Новая педагогика » Европейский опыт развития обучения устной речи глухих детей в специальной школе » Вопросы обучения речи глухих детей в исследованиях сторонников реформаторской педагогики

Страница 5

Руффиукс подчеркивал, что развитие речи у глухого вследствие нарушения слуха есть процесс искусственный и естественный путь, типичный для обычного ребенка, в чистом виде не может быть реализован в искусственных условиях. Глухим свойственны собственные закономерности становления речи применительно как к технической ее стороне, так и к содержательной и к лексико-грамматическому построению.

Из различий естественного пути развития речи у слышащего ребенка и искусственного пути ее формирования у глухого вытекаем' «необходимость специального обучения глухонемых как самостоятельной области массового народного образования, существенно отличающейся от системы обучения слышащего ребенка, а также необходимость особого метода и специальной профессиональной подготовки учителей».

Способ, который Руффиукс считал соответствующим для обучения глухих, он назвал, ссылаясь на Э. Хуберта, «выборочным методом». Главная проблема усвоения речи глухим ребенком заключается в овладении основными речевыми формами, потому что число формальных речевых средств очень велико. Путем отбора речевых форм Руффиукс создал упрощенный язык, «который должен был быть ограничен как в семантическом, так и в грамматико-синтаксическом отношении . возможными жизненными потребностями глухого».

Критериями, которыми Руффиукс руководствовался при отборе речевых средств, были: корректность выражения и возможность последующего расширения формы речи до общепринятой нормы. Кроме того, объем этого материала должен быть доступен для усвоения глухими в течение пяти лет. С помощью элементарного языка ученики должны стать способными, «пользоваться речью для выражения психических событий и уметь передавать актуальное состояние в форме утверждения, вопроса или желания».

Планомерный подход при обучении означал, по мнению Руффиукса, «органический рост, когда укладывается кирпичик на кирпичик и выстраивается целое».

Коха, Руффиукса и Хуберта поддержал Винневиссер, положительно оценивший планомерный отбор и отработку речевых схем в обучении глухих. В дополнение к материнскому методу Винневиссер требовал «планомерности как важной характеристики нашего обучения . Мы присоединяемся к Фаттеру, считая, что мы по-новому увидели значение его метода».

Вопросы теории и практики обучения и воспитания глухих имеют достаточно давнюю историю и характеризуются различными подходами.

В курсовой работе мы проанализировали и рассмотрели основные вопросы истории методики обучения устной речи странах Европы.

Значение исторического подхода для понимания современных проблем сурдопедагогики велико, оно нашло свое отражение в трудах выдающихся представителей теоретической педагогики В. Фитнера, А. Ребле, Т. Литта, В. Дильтея, Э. Шпрангера.

Вопросы обучения устной речи ка главного предмета сурдопедагогики разрабатывались на протяжении столетий, отражали дискуссии о методах (жестовой и пмсьменной речи), связь сурдопедагогики с психологией и лингвистикой и др.

Испанский монах Педро Понсе де Леона сделал открытие, которое совершило революцию во мнении о глухонемых со времен греческого античного мира. Он в отличие от Аристотеля, который рассматривал глухонемого человека из-за его неспособности говорить как необучаемого признал такого человека способным к обучению и образованию. Он учил своих учеников дактилологии, письменной речи и жестам.

Соотечественник Понсе де Леоне Р. Де Каррион включил в свои занятия развитие способности глухих к считыванию речи по губам партнера. Испанский исследователь Бонет последовательно описал отдельные звуки по их физиологической артикуляции, тем самым указав путь освобождения от немоты через постановку звуков речи. Центральную роль в методе Бонета играло речевле высказывание. Особый исторический вклад Х. Бонета состоит в том, что он системно разработал и оформил в единый (испанский) метод те практические способы обучения, которыми уже владели его соотечественники П. Де Леон и Р. Каррион. Бонет спроектировал модель, на которую могли опереться следующие поколения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методическое обеспечение и организация исследования
Характеристика выборки и анализ констатирующего эксперимента Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе средней школы № 24 г. Темиртау. В качестве исследуемых были выбраны учащиеся начальной школы. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли учащиеся общеобразоват ...

Влияние русского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших школьников
Предмет исследования: содержание образов в младших классах школы № 49. Цель исследования: формирование нравственного поведения у младших школьников, включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики. Задачи исследования: Изучить работу младших классов в школе № 49 по народной ...

Методы контроля
При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля. По словам П.И. Пидкасистого современная дидактика выделяет следующие методы контроля: Методы устного контроля Методы письменного контроля Наблюдение (метод ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru