Несмотря на различные трактовки в научной литературе выделенных компонентов креативных способностей, многие ученые отмечают, что для развития творческого мышления и творческого воображения, учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся.
Исчерпывающее представление о креативности, об общем творческом процессе с его главными компонентами и условиями должно включать все приведенные выше аспекты.
Обращаясь к характеристике креативности, исследователи характеризуют ее как творческую способность, проявление и развитие, которое связано с развитием воображения и фантазии. Психологи утверждают также, что развитие креативности качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению креативности как свойство личности. Есть тенденция делить креативность на малую и большую. Относя к первой проявление нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях, а ко второй существенное влияние на культуру и общество в целом (Бах, Эйнштейн).
Также предлагается различать креативность личности и креативность мышления, причем параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления. Здесь та же ситуация, что и с "практическим интеллектом": большой названа креативность важная для общества, а малой - для индивидуума. Здесь показана попытка, отделить креативность мышления (т.е. оригинальность, нестандартность, независимость такового) от креативности личности человека как части социума. Но ведь любые проявления интеллекта по отношению к социуму являются лишь проявлениями, а не составляющими интеллекта непосредственно.
По удачности интеллекта в социуме нельзя судить о самом интеллекте, поскольку современное общество построено на принципах, не только не связанных с интеллектом, но и практически противоположных. Таким образом, обладающий высоким интеллектом, но при этом не интересующийся социумом (образ "чудаковатого профессора") всегда проигрывает в плане "умения жить" и т.д.
На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей. Та креативность, о которой говорят, остается гипотетическим конструктом, описывающим или объясняющим (в определенных пределах) особый вид специфического человеческого потенциала или способности.
Креативность не является энергией сама по себе, это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности. Эта специфическая человеческая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта. Большинство психологов согласны, что креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Прочие статьи:
Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года
жизни в изодеятельности и конструировании
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому норма ...
Подготовка первого этапа педагогического эксперимента по
выявлению эффективности формирования представления учащихся о цвете
Тема исследования: «Формирование у учащихся профессиональных училищ представлений о цвете как выразительном средстве»
Объект исследования: процесс обучения учащихся профессиональных училищ.
Предмет исследования: формирование знаний и умений у учащихся профессиональных училищ на занятиях цветовед ...
Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших
школьников
Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией:
Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры:
Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они ...