Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Позже Дж. Гилфорд упоминает дополнительные параметры креативности:
Способность к обнаружению и постановке проблем.
Способность к генерированию большого количества идей.
Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.
В работах Н.Н. Поддъякова выделены особенности творческого конструирования, отмечено наличие творческих элементов и при усвоении, переработке ребенком новых знаний.
Так же выделяют следующие этапы развития творческих способностей учащихся начальной школы, Таблица 1.
Таблица 1.
Этапы развития творческих способностей младших школьников.
Первый этап |
Подготовительный |
1 класс |
Подражания, имитация |
Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. |
Второй этап |
Основной |
2,3 класс |
Преобразования |
Применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями, потребностями |
Третий этап |
Завершающий |
4 класс |
Альтернатива |
Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля. |
Обращаясь к анализу детского творчества, важно отметить специфику новизны "творческого продукта" ребенка: он открывает, создает что-то новое для него - субъективно новое. Вместе с тем по характеру поиска, проявлению инициативы ребенка такое субъективное открытие вполне соответствует творческой деятельности взрослого. Особенно ярко это проявляется в развитии одаренных детей. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность.
Следует подчеркнуть, что проблема возрастных особенностей раскрытия творческих возможностей младших школьников остается в психологии еще недостаточно изученной.
Н.В. Гаврюшкина изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила следующие данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (Рисунок 1)
Прочие статьи:
Процесс предъявления иноязычных звуков
В обучении произношению очень важна правильная организация введения нового звука. При этом следует учитывать следующее:
1. Следует ли объяснять учащимся артикуляцию того иного звука или лучше использовать имитационный метод, когда учащиеся подстраиваются под эталон, предъявляемый учителем либо фо ...
Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных
стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века
Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в ву ...
Образование как общественное явление и процесс. Стратегия развития
Пед. процесс – это развивающееся взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанника. В этом процессе соц. опыт переплавляется в качество личности.
Главными характ ...