Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Позже Дж. Гилфорд упоминает дополнительные параметры креативности:
Способность к обнаружению и постановке проблем.
Способность к генерированию большого количества идей.
Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.
В работах Н.Н. Поддъякова выделены особенности творческого конструирования, отмечено наличие творческих элементов и при усвоении, переработке ребенком новых знаний.
Так же выделяют следующие этапы развития творческих способностей учащихся начальной школы, Таблица 1.
Таблица 1.
Этапы развития творческих способностей младших школьников.
Первый этап |
Подготовительный |
1 класс |
Подражания, имитация |
Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. |
Второй этап |
Основной |
2,3 класс |
Преобразования |
Применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями, потребностями |
Третий этап |
Завершающий |
4 класс |
Альтернатива |
Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля. |
Обращаясь к анализу детского творчества, важно отметить специфику новизны "творческого продукта" ребенка: он открывает, создает что-то новое для него - субъективно новое. Вместе с тем по характеру поиска, проявлению инициативы ребенка такое субъективное открытие вполне соответствует творческой деятельности взрослого. Особенно ярко это проявляется в развитии одаренных детей. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность.
Следует подчеркнуть, что проблема возрастных особенностей раскрытия творческих возможностей младших школьников остается в психологии еще недостаточно изученной.
Н.В. Гаврюшкина изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила следующие данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (Рисунок 1)
Прочие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы
Введение отметки в учебных заведениях
В России к отметочной системе обучения перешли позже, чем в Западной Европе. Но уже Михаил Васильевич Ломоносов хорошо понимал необходимость контроля за знаниями и стимулирования познавательных усилий учеников. Он много сделал для русской педагогики. Ломоносо ...
Расчет себестоимости изготовления изделия
Расчет себестоимости стола можно расчитать по формуле:
С = Мз + Роп + Ао + От + Здр
где: Мз (– материальные затраты. В нашем случае они состоят из затрат на пиломатериалы (ДСП), конформаторы, уголки, клей ПВА, кромочная лента, направляющие, петли) = 648 руб. 50 коп.
1. Стоимость ДСП = 150 руб. ...
Классификация методов обучения
Сегодня существуют различные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активности учеников, характер учебно-познавательной и деятельности, способ организации взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение и многое другое. Д ...