Креативность как категория мышления детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Креативность как категория мышления детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Способность - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются". Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами.

способности это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей.

способности несводимы к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Тем самым область психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий .

Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно реагировать на них, для чего необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала, уметь прогнозировать и предвидеть, выстраивать программу поведения. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность у подрастающего поколения.

Одной из тенденций современного времени является ориентация на внутренние ресурсы личности, поиск и развитие лиц неординарных, одаренных. Существует несколько факторов, определяющих одаренность, одним из которых в большинстве исследований признается креативность.

Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

По мнению Э.П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Показателем творческого развития является креативность. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности. В современной психологии и педагогике сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности: психология творчества. Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики, а его исследование связывается с закономерностями мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Формирование временного коллектива на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа
Научно-экспериментальная площадка в ДБО «Смена» (г. Анапа) была организована в 2003 г. При разработке педагогической технологии изначально было поставлено четкое определение педагогическим отрядом целей и задач взаимодействия с детьми и пошаговое структурированное определение путей и способов их ре ...

План-конспект урока по теме «Памяти поколений – дни воинской славы России»
Цель урока: Расширить и закрепить понятие патриотизма и его глубокие исторические корни. Учащиеся должны уяснить, что быть патриотом без хорошего знания истории России, без анализа поведения ее народа по защите Отечества, без воспитания в себе духовных качеств невозможны. Кризисы и различные неуряд ...

Организационные формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникационные умения учащихся. К тре ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru