Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности

Страница 2

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Таблица 2.4

Программа "Уроки творчества" для учащихся третьего класса

Группа задач

Цель

Приобретаемые умения

1. "Познание"

накопление творческого опыта познания действительности

1) изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

2) рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

3) моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2. "Создание"

накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций,

1) получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

2) ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

3) переоткрытие уже существующих явлений с помощью элементов диалектической логики.

3. "Преобразование"

приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений

1) моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

2) моделировать изменения внутреннего строения систем;

3) учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4. "Использование в новом качестве"

накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений

1) рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

2) находить фантастическое применение реально существующим системам;

3) осуществлять перенос функций в различные области применения;

4) получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Содержание групп творческих заданий представлено тематическими сериями.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Основополагающие принципы формирования временного коллектива лагеря
Формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха предполагает комплекс эффективных и быстрых способов получения результата на исходном уровне. Признаками, определяющими наличие технологии, являются: – алгоритмичность процесса; -оптимальность временных затрат; – гара ...

Понятие личности
Будучи высшим творением природы, в известной нам части Вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия. Существенное значение для педагогики имеет ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Развитие дифференцированного обучения позволило выделить категорию детей, стойко не успевающих в массовой школе, но не имеющих выраженных нарушений анализаторов и существенно отличающихся от детей УО (умственная отсталость). По отношению к этой категории и употребляется термин «задержка психическог ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru