Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
Таблица 2.4
Программа "Уроки творчества" для учащихся третьего класса
|
Группа задач |
Цель |
Приобретаемые умения |
|
1. "Познание" |
накопление творческого опыта познания действительности |
1) изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого; 2) рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие; 3) моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития. |
|
2. "Создание" |
накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, |
1) получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; 2) ориентирование на идеальный конечный результат развития системы; 3) переоткрытие уже существующих явлений с помощью элементов диалектической логики. |
|
3. "Преобразование" |
приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений |
1) моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); 2) моделировать изменения внутреннего строения систем; 3) учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений. |
|
4. "Использование в новом качестве" |
накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений |
1) рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; 2) находить фантастическое применение реально существующим системам; 3) осуществлять перенос функций в различные области применения; 4) получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. |
Содержание групп творческих заданий представлено тематическими сериями.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Прочие статьи:
Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения
Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово Красночикойского района в 2005-2010 гг. работала над темой "Современный урок: подходы и проблемы". Современный урок рассматривался как форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опы ...
Описание методик экспериментального исследования
Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я., Семаго М.М., структурированная нами в 2 блока:
Описание методики:
Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тел ...
Учебник истории в работе учителя истории
Беседы с учителями, собственный педагогический опыт, особенно трудности начального этапа работы в средней школе показывают, что в среде учителей существует определённая недооценка возможностей использования учебника как при подготовке к уроку, так и на самом уроке истории, что позволило бы избежат ...