Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
Таблица 2.4
Программа "Уроки творчества" для учащихся третьего класса
|
Группа задач |
Цель |
Приобретаемые умения |
|
1. "Познание" |
накопление творческого опыта познания действительности |
1) изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого; 2) рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие; 3) моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития. |
|
2. "Создание" |
накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, |
1) получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; 2) ориентирование на идеальный конечный результат развития системы; 3) переоткрытие уже существующих явлений с помощью элементов диалектической логики. |
|
3. "Преобразование" |
приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений |
1) моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); 2) моделировать изменения внутреннего строения систем; 3) учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений. |
|
4. "Использование в новом качестве" |
накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений |
1) рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; 2) находить фантастическое применение реально существующим системам; 3) осуществлять перенос функций в различные области применения; 4) получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. |
Содержание групп творческих заданий представлено тематическими сериями.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Прочие статьи:
Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задач ...
Основные требования безопасности при изготовлении стенда
Такой вид трудовой деятельности, как обработка древесины может быть причиной различных травм, связанных в основном с работой неисправным инструментом, незнанием правильных приемов работы, неправильным хранением инструмента. Обучавшийся должен содержать в чистоте рабочее место, в порядке и в устано ...
Феномен физической рекреации
В последнее время предпринят ряд успешных попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления. Раскрывая социальную сущность физической рекреации, работы естественно-научного и обществоведческого циклов в немалой степени способствуют дальнейшему развитию знаний о данном фено ...