Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности

Страница 2

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Таблица 2.4

Программа "Уроки творчества" для учащихся третьего класса

Группа задач

Цель

Приобретаемые умения

1. "Познание"

накопление творческого опыта познания действительности

1) изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

2) рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

3) моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2. "Создание"

накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций,

1) получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

2) ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

3) переоткрытие уже существующих явлений с помощью элементов диалектической логики.

3. "Преобразование"

приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений

1) моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

2) моделировать изменения внутреннего строения систем;

3) учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4. "Использование в новом качестве"

накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений

1) рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

2) находить фантастическое применение реально существующим системам;

3) осуществлять перенос функций в различные области применения;

4) получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Содержание групп творческих заданий представлено тематическими сериями.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Психологический уровень интегральной индивидуальности
Психологический уровень интегральной индивидуальности музыкального сознания может быть также рассмотрен с различных точек зрения и изучен с помощью разных тсстологических методик. Но в первую очередь учителю необходима наблюдательность и чуткость, чтобы определить индивидуально-психологические осо ...

Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе
Первенство в распространении принципа сознательности на обучение физическим упражнениям принадлежит П.Ф. Лесгафту. Он считал, что « .школа должна развить в ребёнке не только силы, но главным образом уменье управлять ими, уменье целесообразно применять их к деятельности». Поэтому « прежде всего, не ...

Современные лингвистические представления о системе словообразования существительных
Словообразование - раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Хотя в русском языкознании описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского, Ф.Ф. Фортунатова), самостоятельным объектом изучения словообразование стан ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru