Игра при подготовке к изучению нового материала

Новая педагогика » Игра на уроках истории как активная форма обучения » Игра при подготовке к изучению нового материала

Страница 2

В постановке игрового познавательного задания прослеживается параллель с логическими заданиями. Игровое познавательное задание, также как и логическое задание, привносит избирательность при восприятии материала.

Что дает подобное игровое задание и сама игра?

Первое – это интересная деятельность учащихся с учебным материалом. Чтобы наглядно показать преимущество деятельностного подхода, представим данные психологов: « от услышанного учащимися в течении урока у них в памяти остается в среднем 10 % содержания, от воспринятого через чтение закрепляется 30 % , наблюдение учащимися какого либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50 % воспринятого, практические действия учащихся с учебным материалом составляют в их памяти в среднем 90 % воспринятого». (12, с.196)

Второе – эмоциональное восприятие материала, непосредственное, живое в нем участие.

Читая книгу, ребенок представляет судьбу персонажей, а в процессе игры он ее проживает. Эта существенная разница очень важна для обучения истории. Воображение ребенка в игре зачастую способно сделать на много больше, чем чтение многочисленных исторических источников на уроке. Таким образом, посредством игры развивается способность к историческому сопереживанию.

Третье – возможность развития многостороннего, полифанического восприятия истории.

Потенциал игры, будучи задействованным при постановке учебно-познавательной задачи, повышает качество самой игры, создавая условия для привлечения творческой активности каждого на стадиях разработки сценария и режиссуры. Поскольку подготовка к конкурсу проходит в группе, подобная работа в классе позволяет каждому накопить идеи для обсуждения. Одновременно и процесс обучения «работает» на игру, исторические знания повышают уровень инсценировки. И усвоение новой темы становится необходимым не для абстрактной цели, а для реализации сегодняшних насущных потребностей подростков (в самосознании, общении и реализации своих возможностей), для осуществления интеллектуального и творческого общения на материале истории.

Мы рассмотрели пример игры, которая не относится только к изучению нового материала, но тем не менее имеет непосредственное отношение к этому этапу урока и помогает эффективно решать его дидактические задачи.

Подготовка школьников к изучению нового учебного материала на уроке истории призвана осуществить следующие задачи: мобилизировать внимание и познавательную активность в изучении нового материала на уроке истории; актуализировать знания, полученные ранее и необходимые для лучшего усвоения новых фактов и явлений; возбудить интерес к тем вопросам, которые им предстоит изучить.

Игровые познавательные задания успешно решают эти задачи.

Устное изложение может стать рабочим элементом игры, ее частью, либо выступить подготовкой к ней, как мы рассматривали приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры при этом?

Устное изложение исторического материала реализуется посредством это выше. Игра может вобрать в себя такие приемы устного изложения, как сюжетно – образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: «Устный диафильм», «Три предложения», «Из уст в уста», «Древо познания», а так же рассматриваемая выше игра «Земский собор».

В игре «Устный диафильм» детям предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить свой план, записав содержание или названия картинок для его кадров. Так, например, по теме «Движение народников» учитель готовит сюжетно – образный рассказ, материал для которого можно взять из «Книги для чтения». О самой игре учитель сообщает на уроке, следующим образом: «Представьте, что каждому из нас необходимо создать диафильм под названием «Хождение в народ». Я сейчас постараюсь ярко и образно рассказать, как это происходило, а вам нужно, внимательно слушая мой рассказ, составить перечень кадров, то есть либо записать название картинок, которые вы помещаете в кадрах, либо текст, который вы собираетесь под ними записать. Суть в том, чтобы потом вы могли по вашим записям восстановить или рассказать, как вы видите каждый кадр вашего диафильма.

Вот пример записи учащегося после рассказа учителя:

1. Подготовка к жизни среди простых людей. Лукашевич спит на протертой до дыр рогожке, на дощатых нарах. Обучение столярному делу.

2. Сапожная мастерская (запрещенная литература, поддельные паспорта)

3. Собрание народников: чтение брошюр, рассказы бывалых, проводы отъезжающих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Формирование пространственных представлений у детей в норме и с общим недоразвитием речи
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окр ...

Понятие «педагогическая технология»
Педагогические технологии – совокупность методов, средств, приемов, используемых в общенииии для достижения положительного результата обучения. Педагогическая технология – поиск ответа на вопрос «как учить всех всему результативно». Понятие «пед. технология» возникло в сер. 20 в. Причины, по кот. а ...

Стритбол шагает по планете
Стритбол – это выращенный из баскетбола отдельный вид спорта, а не просто уличный баскетбол, как было раньше. Креативность и шоу сочетаются с некоторыми баскетбольными правилами, переплетаясь с уличной культурой и хип-хопом. Самыми яркими и известными представителями стритбола является команда под ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru