Игра при подготовке к изучению нового материала

Новая педагогика » Игра на уроках истории как активная форма обучения » Игра при подготовке к изучению нового материала

Страница 5

Беседа менее экономна по времени, чем устное изложение материала учителем, но при этом создаются условия для вовлечения школьников в активную работу. Наиболее интересной и развивающей является эвристическая беседа, в которой ученики с помощью вопросов, заданий, замечаний учителя систематизируют знания, уже известные им из житейского опыта или в результате предшествовавших учебных занятий. Таким образом, учащиеся подходят к открытию (путем логических рассуждений) новых связей и отношений исторической действительности, о которых они, может быть, до сих пор и не подозревали. Эвристическую беседу можно разделить на три этапа: а) постановка проблем учителем (по возможности с участием школьников), иногда сообщение учителем дополнительных сведений, конкретизирующих обсуждаемый вопрос; б) решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснование учащимися, возможная между ними дискуссия; в) подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы.

В ходе подготовки эвристической беседы учитель должен четко и доступно сформулировать ее основную проблему, а также содержание открытия, к которому должны прийти учащиеся в результате.

Исходная проблема может содержать вывод, который должны сделать учащихся в ходе беседы. В этом случае задача учащихся - доказать или обосновать данное положение. Более трудный вариант – когда заключительный вывод должен быть сформулирован самими учащимися в процессе беседы. При этом исходная проблема для учащихся – объяснение сущности исторических фактов или явление.

В эвристической беседе для учителя важно умение правильно ставить вопросы. Они должны быть громоздкими, многочленными. Хорошо, если из ответов на вопросы складывается складный рассказ. Вопрос должен быть задан так, чтобы ученик сразу понял, о чем идет речь, и тогда он всегда даст нужный ответ. Этой цели служит система вспомогательных вопросов.

Элементы обсуждения или спора могут быть кульминацией беседы и имеют очень важное значение. Даже краткая дискуссия стимулирует самостоятельное мышление учащихся, развивает умение оперировать знаниями, повышает интерес к истории.

Однако запланированная структура беседы, подготовленные заранее вопросы, следует использовать лишь как ориентир. Настоящая живая интересная для учащихся беседа никогда не повторяет тот вариант, который записан в ходе хорошо продуманный.

Эффективность беседы будет выше, если учитель использует учебные пособия, карты, картины, таблицы, помогающие актуализировать необходимые знания. Важно задействовать все возможные каналы восприятия.

Такт учителя, уважение, внимание и интерес к высказываемым мнениям – создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает.

Как известно, на практике методы обучения и методические приемы тесно переплетаются друг с другом. Например, в игре монологические изложения учебного материала может объединяться с элементами беседы и наоборот.

Вариант аналитической и обобщающей беседы возможен в игре « Новый материал преподает… класс». В этой игре класс на предварительном занятии делится на несколько групп, допустим на семь (по четыре человека, когда объединяются две парты). Тему, которую учитель предполагает объяснять на следующем уроке, тоже необходимо разделить на семь вопросов. Предложим, речь должна идти об Отечественной войне 1812 г. По этой теме могут быть предложены следующие вопросы: начало войны, планы и силы сторон, Смоленское сражение, Бородино, Тарутинский маневр, партизанское движение, гибель «великой армии». Каждой группе дается для подробного изучения один из этих вопросов. Объяснение нового материала строится из логически построенных вопросах учителя и ответов учащихся. Затем оценивается работа каждой группы.

Для работы с терминологическим материалом наиболее подходит одна из игр с правилам «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. Зачастую школьники просто «зазубривают» определения, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать какую- либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения , в основном занимавшаяся умственным трудом = люди разного чина и звания, получившие высшее образование = выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции». Учитель фразы могут записываться в специальный исторический словарь, который может висеть на стенде исторической информации в кабинете.

Организация изучения нового материала на уроке может осуществиться в ходе самостоятельной работы учащихся, где для игры открывается много возможностей. Уже описанные ранее игры «Три предложения», «Устный диафильм», «Древо познания» могут использоваться и при самостоятельной работе с текстом учебной (художественной, художественно– публицистической) книги или с документами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Методика исследования артикуляционного аппарата
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие син ...

Гуманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип - гуманизации. Он требует:1) гуманного отношения к личности воспитанника;2) уважения его прав и свобод;3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;4) уважения к позиции ...

Цель, задачи и определите методы исследования по теме «Перевоспитание агрессивного подростка»
Цель курсовой работы – выявление признаков агрессивности у подростков и способы перевоспитания. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Изучить общую характеристику агрессивных подростков Раскрыть основные этапы перевоспитания агрессивных подростков Используя анализ статистических дан ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru