Методы нравственного воспитания

Страница 3

Поведение ребенка, конечно, может быть непоследова­тельным, так как отсутствие социального опыта затруд­няет его выбор действий, поскольку он ориентируется по­ка, подражая главным образом Взрослым, живущим ря­дом с ним. Но по мере того как его жизненный опыт обо­гащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырас­тают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний. Поведение школьника ста­билизируется, одновременно повышается и закрепляется уровень его нравственной воспитанности, что происходит под влиянием многих факторов: конкретные жизненные ситуации, требующие целесообразного поведения, воспита­теля, сверстники, коллектив. Так складывается нравст­венный фундамент личности, развивается способность на его основе сознательно регулировать свои поступки и от­ношения, соотносить их с общественными, коллективными интересами других людей. Кроме того, складывается си­стема отношений к отечеству, родному краю, школе и предприятию, а также к своей деятельности (учебе, тру­ду, общественной работе). Вырастают и критерии нравст­венного поведения. Индивидуальное развитие личности с общественно ценностными ориентациями - это цель и ре­зультат целеустремленного педагогического труда.

Вряд ли можно говорить о высоком уровне воспитания, если человек только знает и понимает, как надо действо­вать, Об эффективности воспитания мы можем говорить в том случае, если человек добровольно и сознательно ориентируется в своей деятельности на этические пред­ставления и социально ценные нормы общества и посту­пает, исходя из них по собственному побуждению без со­циально контролирующих механизмов. Оценка уровня нравственного воспитания (а точнее сказать, нравственной воспитанности) учитывает, прежде всего, реальные воз­можности развития личности, а в данном случае речь идет о растущей личности. При этом можно наблюдать, что различные нравственные свойства личности развива­ются либо неравномерно, с перебоями, либо непрерывно, быстрыми скачками, медленно, могут наблюдаться момен­ты застоя и даже обратный процесс.

Постоянный рост знаний и, прежде всего возрастающее усвоёние этических норм, точно так же как и способность применять на практике полученные знания, возможны в коллективе с высоконравственным климатом. На развитие такого коллектива и должен ориентироваться педагог, оп­ределяя цели нравственного воспитания. Воспитание нравственности осуществляется успешнее, если дети и подрост­ки включены в социально - ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей лич­ные интересы. Найти каждому дело по душе; чтобы ребе­нок не был пассивным наблюдателем, с удовольствием мог бы выполнять те поручения, которые раскрыли бы его склонности, развили бы его способности, повысили бы его авторитет в коллективе, - вот из чего должен исходить педагог, воспитывая нравственное поведение. Именно та­кая деятельность наиболее полно способствует выражению личности, и тогда социальная активность становится личной потребностью растущего человека.

Положительное отношение к учебе - залог нравственного поведения

Дети и подростки не всегда полностью осознают зна­чимость учебной деятельности в их поведении, даже если потребность учиться выработана у них и проявляется в желании узнать новое. Многочисленные наблюдения позволяют констатировать, что радость, связанная с учебой, в III и IV классах заметно угасает. Это вполне понятно: трудности возрастают, процесс учебной деятельности усложняется, и не все ученики оказываются подготовленны­ми к преодолению трудностей. Данное обстоятельство не всегда учитывается педагогами. В место постепенного при­учения школьников к усложняющейся деятельности они неоправданно повышают требования, увеличивают до­машнюю работу. У школьников созревает протест, уси­ливается нежелание напряженно трудиться. Всеобщее внимание к данной проблеме, включая родителей, позво­ляет как-то урегулировать ее, но полностью она не сни­мается и в последующих классах проявляется, еще отчет­ливее.

И хотя радостное отношение к учебному труду не мо­жет быть единственным и решающим мотивом успешной учебы, все-таки учитель должен сделать все зависящее от него, чтобы вызвать интерес у школьника к процессу учебного труда, не сиюминутному, теперешнему, а длитель­ному, побуждающему к самостоятельному приобретению знаний. Желание учиться или, напротив, нежелание по­рождает другие мотивы отношения к учебе, которые мо­гут либо стимулировать, либо тормозить деятельность школьника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Виды дисграфии
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. При акустической дисграфии отмечается недифференцированнос ...

Проблема младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному в литературе редко называют кризисом, а если и называют, то малым кризисом. Это и понятно, так как под кр ...

Грамматический ген, или упрощенное предложение
Идея развертывания полного предложения из так называемых ядерных предложений зародилась и была в свое время достаточно полно изучена в русле порождающей грамматики. Любое предложение можно было представить в виде «ствола», на котором имеются «точки роста, причем из каждой можно было получить ответ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru