Методы нравственного воспитания

Страница 3

Поведение ребенка, конечно, может быть непоследова­тельным, так как отсутствие социального опыта затруд­няет его выбор действий, поскольку он ориентируется по­ка, подражая главным образом Взрослым, живущим ря­дом с ним. Но по мере того как его жизненный опыт обо­гащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырас­тают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний. Поведение школьника ста­билизируется, одновременно повышается и закрепляется уровень его нравственной воспитанности, что происходит под влиянием многих факторов: конкретные жизненные ситуации, требующие целесообразного поведения, воспита­теля, сверстники, коллектив. Так складывается нравст­венный фундамент личности, развивается способность на его основе сознательно регулировать свои поступки и от­ношения, соотносить их с общественными, коллективными интересами других людей. Кроме того, складывается си­стема отношений к отечеству, родному краю, школе и предприятию, а также к своей деятельности (учебе, тру­ду, общественной работе). Вырастают и критерии нравст­венного поведения. Индивидуальное развитие личности с общественно ценностными ориентациями - это цель и ре­зультат целеустремленного педагогического труда.

Вряд ли можно говорить о высоком уровне воспитания, если человек только знает и понимает, как надо действо­вать, Об эффективности воспитания мы можем говорить в том случае, если человек добровольно и сознательно ориентируется в своей деятельности на этические пред­ставления и социально ценные нормы общества и посту­пает, исходя из них по собственному побуждению без со­циально контролирующих механизмов. Оценка уровня нравственного воспитания (а точнее сказать, нравственной воспитанности) учитывает, прежде всего, реальные воз­можности развития личности, а в данном случае речь идет о растущей личности. При этом можно наблюдать, что различные нравственные свойства личности развива­ются либо неравномерно, с перебоями, либо непрерывно, быстрыми скачками, медленно, могут наблюдаться момен­ты застоя и даже обратный процесс.

Постоянный рост знаний и, прежде всего возрастающее усвоёние этических норм, точно так же как и способность применять на практике полученные знания, возможны в коллективе с высоконравственным климатом. На развитие такого коллектива и должен ориентироваться педагог, оп­ределяя цели нравственного воспитания. Воспитание нравственности осуществляется успешнее, если дети и подрост­ки включены в социально - ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей лич­ные интересы. Найти каждому дело по душе; чтобы ребе­нок не был пассивным наблюдателем, с удовольствием мог бы выполнять те поручения, которые раскрыли бы его склонности, развили бы его способности, повысили бы его авторитет в коллективе, - вот из чего должен исходить педагог, воспитывая нравственное поведение. Именно та­кая деятельность наиболее полно способствует выражению личности, и тогда социальная активность становится личной потребностью растущего человека.

Положительное отношение к учебе - залог нравственного поведения

Дети и подростки не всегда полностью осознают зна­чимость учебной деятельности в их поведении, даже если потребность учиться выработана у них и проявляется в желании узнать новое. Многочисленные наблюдения позволяют констатировать, что радость, связанная с учебой, в III и IV классах заметно угасает. Это вполне понятно: трудности возрастают, процесс учебной деятельности усложняется, и не все ученики оказываются подготовленны­ми к преодолению трудностей. Данное обстоятельство не всегда учитывается педагогами. В место постепенного при­учения школьников к усложняющейся деятельности они неоправданно повышают требования, увеличивают до­машнюю работу. У школьников созревает протест, уси­ливается нежелание напряженно трудиться. Всеобщее внимание к данной проблеме, включая родителей, позво­ляет как-то урегулировать ее, но полностью она не сни­мается и в последующих классах проявляется, еще отчет­ливее.

И хотя радостное отношение к учебному труду не мо­жет быть единственным и решающим мотивом успешной учебы, все-таки учитель должен сделать все зависящее от него, чтобы вызвать интерес у школьника к процессу учебного труда, не сиюминутному, теперешнему, а длитель­ному, побуждающему к самостоятельному приобретению знаний. Желание учиться или, напротив, нежелание по­рождает другие мотивы отношения к учебе, которые мо­гут либо стимулировать, либо тормозить деятельность школьника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Понятия «социализация». Перечислите агентов социализации
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Агенты социализации по Г. Барри: опекуны, осуществляющих уход за ребенком, удовлетворяющ ...

Создание урока изобразительного искусства на примере урока в 3 классе
Урок - произведение, которое во многом подчиняется законам искусства. Создание образа урока искусства опирается на закономерности создания художественного образа, а форма его проведения - на закономерности театральной драматургии. Взаимоотношения содержания и формы урока выражаются в его прологе, ...

Обучение устной речи – главный предмет сурдопедагогики
Обучение речи является главным объектом педагогического поиска в Германии со времени начала школьного образования глухих. Под влиянием стремления найти наиболее «правильный» метод для решения трудной задачи адекватного овладения глухим ребенком словесной речью возникали все новые методы на основе ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru