Методы нравственного воспитания

Страница 5

Ученики высоко оценивают знания, если они отвечают их личным устремлениям и добыты самостоятельно, причем с большими затратами собственного труда. И чем больше прочитал и узнал подросток не на уроке, независимо от урока (независимость эта, конечно, относитель­на: искра жажды знаний на уроке; от культуры учителя зависит зажечь этой искрой огонь в душе подростка), не для урока, тем с большим уважением относится он к знаниям вообще, к умственному труду, к учителю, к уроку и к самому себе.

Эта закономерность, отмеченная В. А. Сухомлинским, позволяет регулировать отношение подростков к учению, расширяет возможности познания, организуемого учителем, и открывает новые пути для разносторонней дея­тельности подростков, которую учитель может стимулировать как естественный процесс развития личности школьника. Если учитель влияет на познавательную деятельность ученика, выходящую за рамки урока, он тем самым предупреждает появление причины, которая могла бы помешать в учении, кроме того, учитель может оказать ученику квалифицированную помощь в более эффективной организации деятельности, связанной с лич­ными интересами ученика. Непочитание, встреченное учеником, в отношении к нему учителя, отсутствие возможности связать учебную деятельность со своими интересами, вызывают у него состояние подавленности, что мо­жет отрицательно сказаться и на общей учебной деятельности и на желаемой по интересам, которые могут угаснуть в самом зародыше.

Успешно осуществляемая вне урока деятельность постепенно вызывает у школьника недовольство незначительными результатами в учебе. Возникает желание, подкрепляемое волей, улучшить свои дела в школе. В этой ситуации особо требуется конкретная помощь учителя в перестройке учебной деятельности учащегося. Зародившееся чувство обязанности, долга надо бережно поддержать, помочь ему окрепнуть, развиться в большое гражданское чувство. Вовремя протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается, - пример высокой нравственности, действующий гораздо сильнее всяких призывов соблюдать ее. Создать в классе атмосферу взаимопомощи, значит создать условия для нравственного поведения. Раз­вивая интересы отдельного ученика с учетом индивидуальности, учитель действует в интересах всего коллектива, утверждая климат сопереживания, соучастия, вселяя уверенность в каждого, что успех возможен для всех, а если кто-то не получается, всегда кто-то придет на помощь, точно так же как ты сам можешь помочь другому. Состояние надежности укрепляет положительное отношение к учению. Чтобы дать ученику почувствовать радость возможного успеха, стоит, вероятно, в течение какого-то определенного времени не ставить отметок за слабые ответы, Доверие учителя, его вера в успех ученика настраивают оптимистично школьника, перестраивается его отношение к уроку, к учителю, на занятия он идет без страха перед неприятными переживаниями. Неразумно, и к тому же противоречит нашим принципам, преувеличивать значимость участия отдельных школьников в общественной жизни школы. Особенно опасно, если школьники привыкают к легкому достижению результатов без усилий и напряжения, похвала и признание на них так и сыплются. Они привыкают и к тому, что везде и всюду первые, всеми руководят. У таких учеников развивается нечто вроде звездной болезни, которая поддерживается родителями. Нередко в дальнейшем они пополняют ряды трудновоспитуемых. У них возникает отрицательное отношение к обязанностям и долгу, хотя как раз об этом они больше всего и говорят, требуя многого от других с позиций своих им руководящих прав, не подвергая проверке свое чувство долга: У таких школьников возникает неверное представление о соучениках в оценке их деятельности. Если все удается без напряженного труда, то трудно понять, чего стоит другим добиться хороших результатов.

С позиций нравственного воспитания к таким учащимся необходимо предъявлять повышенные требования по сравнению с их соучениками. Занимаясь успешно, они должны своевременно оказывать помощь тем, кто слабее, им надо понять, что как раз потому, что они сильнее, с них и требуется больше. Талант и способности не гарантия, не шанс вседозволенности, а большая ответственность особого свойства: кто много может, тот много и дает.

Если у таких учащихся есть устойчивые специальные интересы, учитель может создать ситуацию проверки. На­столько глубокого знания учащиеся достигли, покажет их умение объяснить другим, тем, кто еще не владеет этим материалом. Учитель в связи с этой задачей может показать, в чем еще предстоит усовершенствовать полученные умения, а в чем, быть может, следует углубить знания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Виды взаимодействия в педагогическом процессе
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ученика, поскольку это согласованная деятельность по достижению совместных целей, направленных на определенный результат, по решению участниками значимой для них проблемы. Известно, что педагогическое взаимодействие педаго ...

Критерии оценки работы
Чтобы оценить работу того или иного специалиста необходима четкая система критериев эффективности работы. Выделяют два общепринятых подхода к понятию «эффeктивность paботы». Пeрвый – это cooтношение мeжду дocтигнутыми рeзультатами (эффектами) и зaтратaми, cвязанными с oбеспечением этих peзультатов ...

Развитие речи дошкольника в онтогенезе
Если в предыдущем параграфе мы рассматривали функции человека в целом и речи ребенка в частности, то в настоящем параграфе мы рассмотрим поэтапность формирования фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи дошкольника. Дофонемный период (до 1 года). У новорожденных нет речевых п ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru