Методы нравственного воспитания

Страница 4

Мотивы учения, как, впрочем, и другие, зависят во мно­гом (а в старших классах особенно) от коллективного мнения, от того, как относятся к учебным занятиям сверстники. В первые два школьных года учебы сильно влияние учителя и родителей, в III классе оно ослабевает. Новые представления о дружбе, товариществе, о классе как едином целом сказываются на отношении к учению. Школьник узнает, как относятся к его успехам другие, отдельные сверстники, класс в целом. Цветы Шадринск сочные букеты в Шадринске.

Всеобщее положительное отношение к учению в школе создает особую атмосферу взаимоотношений в коллективе. Если забота об успешной учебной деятельности всегда в центре внимания педагогического коллектива, совета дружины, совета комсомола, учебных комиссий, учащиеся с первых дней вовлекаются в сознательное, ответственное отношение к занятиям. А если комсомольцу, возглавляю­щему пионерский отряд, удается увлечь своих подопечных интересной работой, требующей хорошей учебы, если ус­танавливаются крепкие отношения с бригадой шефов, вызвавшей комсомольцев на соревнование, то в школьном коллективе развивается ответственное отношение к учебной деятельности, к выполнению своих обязанностей, повышается значимость учения.

Положительное отношение к учению предъявляет к личности школьника требования целесообразной организации своих действий, поведения в целом, осознанности поступков. Если в классном коллективе действует принцип ответственности за поступки товарищей, то это повышает и личную ответственность каждого и за себя и за коллектив. Школьные олимпиады, выставки, спортивные праздники развивают в учащихся чувство гордости за свой коллектив, стремление к победе для всех. Желание не подвести коллектив формирует не только нравственный поступок, но и побуждает школьника к осознанному приобретению знаний, поскольку это становится теперь не только его личным делом. Общественная значимость успешной учебы стимулирует положительное отношение к учебному процессу. Успехи в учебе старших школьников становятся примером для младших, вселяют в них надеж­ду и веру в достижимость хороших результатов.

Вера в успёх особенно необходима сомневающимся в себе ученикам, слабоуспевающим. Всегда ли знает педагог, в чем сила этой категории учащихся, всегда ли точно видит, в чем заключается его помощь именно данным школьникам? Знает ли он, что один из них бредит путешествиями и читает взахлеб книги только об этом, а другой - мастер на все руки и все свободное время отдает поделкам, а третий может быть хорошим организатором, а тот смог бы подготовить интересный доклад. Если педагог знает особенности всех своих учеников, он сумеет помочь раскрыться каждому и через специфику индивидуальных интересов вызвать интерес к учебной деятельности. Успешная деятельность в области личных интересов развивает общую потребность трудиться, к то­му же ставит перед необходимостью совершенствовать то, что уже умеешь, узнавать новое, что появилось в данной области, а стало быть, рамки познания расширяются. Развитие личных интересов способствует становлению поло­жительной мотивации учения.

Чтобы добиться относительно устойчивой положительной мотивации учения, надо стимулировать успешность не только учебных результатов, но и в других видах дея­тельности. Учителю следует исходить здесь из того, что главное - вовлечь школьника в активно преобразующий процесс деятельности, так как именно она является основанием формирования человеческих мотивов, идеалов, ценностей, определяет содержание нравственной направленности личности, влияет на становление характера. Школьнику захочется испытать чувство удовлетворения от учебы, если он пережил это состояние в какой-либо работе. Успех, даже маленький, вселяет уверенность и желание добиться большего. Активность в одной деятельности развивает потребность быть активным и в других видах деятельности. Внеурочная деятельность также постоянно побуждает детей знакомиться основательно с теми явлениями, вещами, с которыми они сталкиваются. Они часто обнаруживают, что не умеют делать то-то и то-то, и чувство долга (так как им надо выполнить порученное) заставляет искать выход - научиться этому. Существенная причина спада интереса к учению в III и IV классах в том, что школьникам не всегда уда­ется достигнуть успехов в различных видах деятельности, которая нередко распределяется между ними формально, однако выполнение ее могло бы быть успешным. Это могут быть неуспехи и в деятельности, которой дети заняты вне школы по настоянию родителей, но она не вдохновляет их, так как за нёе не ставят отметок, хотя когда-нибудь эта деятельность и принесет успех. Интересы младших школьников переменчивы, и это повышает обязанность учителя помочь детям найти себя, избрать деятельность, соответствующую их способностям, которая доставит им радость. В такой деятельности школьники учатся проявлять себя творчески; стремление достичь заметного результата заставляет их продумывать, как лучше организовать свои действия, развивается ини­циативность, т. е. создается основа нравственного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru