Методы нравственного воспитания

Страница 6

Воспитание нравственного поведения - это цель и задача всего процесса коммунистического воспитания, оно не осуществляется обособленно, а в комплексе с други­ми воспитательными направлениями. Нравственное поведение предполагает:

- глубокое фундаментальное усвоение знаний и умений, составляющих основу разумных нравственных решений и соответствующего образа действий;

- сознательное проявление усвоенного знания, постоянное его идеологическое обогащение в процессе учебной деятельности на уроке и вне его, а также углубление этических представлений, положений, закрёпление этических принципов и последовательное их отражение в поведении;

- самостоятельная и активная деятельность школьников, их участие в нравственной оценке поведения товарищей и своего собственного, активное участие в жизни школьных детских и юношеских общественных организаций.

Исследовательская работа была проведена в Ижевской школе № 49 в 4 «А» и 4 «В» классах. Работа проводилась в форме уроков, классных часов и развлечений.

В процессе анализа планов уроков учителей начальных классов и учителя музыки выяснилось, что в данной школе уделяют большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию детей. Но, говоря о знаниях детей в области народного искусства, в процессе беседы с детьми выяснилось, что они проходили русские народные сказки, песни и пр., но не давали значения об их народном происхождении. Чтобы выяснить их знания в области русского народного творчества, был проведен констатирующий эксперимент, в котором выяснилось, что дети знают русские народные песни, которые они разучили на уроках музыки, могут назвать две-три русских сказок, но не видят разницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов, путают авторские сказки, песни с народными, и не могут назвать русские имена, блюда, игры и т.п.

Данный эксперимент был проведен мною в конце учебного года 3 «А» и «В» классах, и на следующий год проводилась работа в области развития нравственной культуры учеников этих классов.

Для этого была разработана программа по внесению в учебный процесс занятий по воспитанию нравственной культуры через средства народной педагогики. Программа разработана так, чтобы проводимые занятия не мешали учебному процессу и не утомляли детей, поэтому на каждую четверть приходится одно занятие и одно мероприятие по определенной теме. И самое главное, они не должны проводиться как уроки, на таких занятиях дети должны отдыхать.

В течение преддипломной практики я смогла реализовать данную программу.

В четвертом классе третья четверть посвящена празднику «Масленица». Поэтому я провела урок, посвященный русским народным инструментам, классный час «Масленица» и, конечно же, сам праздник «Масленица». Во время занятий дети знакомились с русским народными песнями, играми, учились играть на народных инструментах. В подобной деятельности развивается речь, память, мышление, музыкальные способности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.

После занятий был проведен тест:

каких героев народной сказки вы знаете?

чем отличаются народные сказки от авторских?

какие русские народные инструменты вы знаете, а также можете играть?

назовите несколько русский народных песен

назовите 1-2 русских народных игр

знаете ли вы русские народные праздники? Назовите их.

напишите одну русскую пословицу или поговорку

назовите блюда русской народной кухни

назовите русские народные имена (два женских, два мужских)

назовите несколько русских примет

назовите элементы русского народного костюма: а) женщины б) мужчины.

Который дал следующие результаты:

52% учащихся 4 «А» класса ответили правильно на все вопросы, у остальных вызвали затруднения вопросы 9, 10.

49% учащихся 4 «В» класса ответили верно, на все вопросы теста, у остальных ошибки в 4, 9, 11 вопросах.

Ребята отлично ответили на вопросы теста, хотя и были небольшие ошибки. Нельзя не заметить, что у обоих классов затруднение вызвал 11 вопрос. Если проанализировать ответы, то ошибки заключались в том, что имена назывались не исконно русские, а имена, которые привыкли считать русскими. Такие как: Анна, Михаил, Дарья, Иван и т.п., хотя они взяты из других стран. На следующих занятиях нужно обратить внимание на этот вопрос, например, дать задание детям: найти информацию о русских именах или дать характеристику своему имени. Хотя тема классного часа «Что в имени моем» проводится в первых классах, лучше обратить внимание на это еще раз.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Программная разработка библиотеки процедур в среде Maple – как фактор развития умений программирования
Из опыта работы некоторых школ стало известно, что в последние годы происходило постоянное сокращение учебных часов по предметам физико-математического цикла с одновременным расширением списка изучаемых вопросов. В связи с этим возникла необходимость в дополнительном и эффективном изучении таких ба ...

Мышление и речь
В современной психолого – педагогической литературе ведущая роль отводится теории речевой деятельности, центральным понятием выступает речевая деятельность. В Большой советской энциклопедии мы находим следующее определение: «Речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов ком ...

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсион ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru