Теоретическое обоснование методики

Страница 3

2. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

3. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

4. Подобрать слова с определенным количеством звуков. Например, с тремя звуками (дом, дым, мак, лак, рак), с четырьмя звуками (роза, лапа, косы, козы), с пятью звуками (сахар, банка, кошка, полка) и т. д.

5. Составить из одного слова несколько других: ствол (стол, вол); крапива (ива, парк, пар, рак, икра, арка); картина (тина, кит, рана, нитки, карта, танк) и т. д.

6. Игра «Радист».

Учитель дает картинку одному из учащихся. Первый ученик, не показывая картинки, должен по звукам продиктовать название предмета, изображенного на ней. Второй ученик при этом записывает буквы и читает получившееся слово.

Учитель дает «радирующему» сюжетную картинку и задание – передать определенное количество слов. Другой ребенок принимает «радиограмму» и зачитывает ее учителю.

7. Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Учитель задает вопрос: «Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)?» Примерные слова: рот – крот, мех – смех, челка – пчелка, Оля – Коля, Аня – Ваня, осы – косы, луг – плуг, игры – тигры, дочки – удочки, еда – беда, пушка – опушка и т. д.;

б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, пол – полк, стол – столб, лис – лист и т.д.;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок- сук – сух – сох – сор – сыр – сын – сон, коса – роса – роза – Рома – рама – мама – Маша – Саша – каша и т.д.;

г) переставляя звуки, например: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово и т. д.

8. Игра «Как называется цветок?».

Детям предлагается изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук. Например, на лепестках нарисованы предметы: рыба, очки, мыло, астра, шар, кубик, арбуз (ромашка).

9. Игра «Расколдуй слово».

На доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв: хоупл, смтоы, угьшл, ныбти.

Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Играющий, первый «расколдовавший» данное ему слово, считается победителем. (Ответы: лопух, мосты, глушь, бинты.)

10. Игра «ТРИ о».

На доске в три столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными:

ХРШ ТЛКН ГЛСК ДРГ БЛТ ГЛДН ПТЛК ПВДК КЛКЛ МЛК НСРГ КЛБК МЛДЙ ХЛДН ЛКТК МЛТК КГТК НГТК

Необходимо вставить пропущенные гласные, поставить в полученных словах ударение.

Четвертый этап. Определение количества звуков в слове.

1. Разложить предметные картинки под карточками с цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: дом, забор, кукла, крыш, волк, мак, сыр, косы, лиса, т.д.

2. Добавить картинку.

а) найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии предметов, изображенных на карточке. Предлагаются, например, картинки с изображением ложки и ложки. Дети подбирают картинку, в названии которой 5 звуков.

б) найти картинку в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке.

3. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки карточки с соответствующими цифрами.

4. Добавить 1, 2, 3 или 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па – пар, парк, парад, паруса; ко – кот, козы, кошка, корова и т. д. Назвать количество звуков в полученных словах.

5. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков и записать их.

6. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске, например:

К о з а

Кот оса Зоя Аня

Каша окна зонт аист

Каток ослик забор арбуз

7. Игра «Кубики».

На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают число, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

8. Игра «Разведчики».

Учащиеся – «разведчики». Каждый из них получает пакет с секретным «донесением», в «донесении» буквы, из которых нужно составить слова из 3, 4, 5, 6 звуков. Учащимся даются соответствующие картинки.

9. Игра «Играем в прятки».

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива в период дошкольного детства
Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников— игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реализовываться сформулированный О.К. Тихомировым закон онтогенетического развития целеобразования; постановк ...

Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы. Скаутизм как добровольное дви ...

Принципы логопедической работы. Направления и содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому) ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru