Теоретическое обоснование методики

Страница 1

Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.

Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт более быструю положительную динамику. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и использованием разнообразных по форме, содержанию и сложности игр и упражнений.

Придерживаясь в работе принципа от сложного к простому, рекомендуем сначала предлагать ребенку игры и упражнения более сложного (3) уровня. Если ребенок выполняет задание самостоятельно или с помощью учителя, то работа продолжается с материалом этого уровня. При возникновении затруднений ученику предлагается выполнение упражнения 2-го уровня сложности. Если ребенку недоступны игры и упражнения этого уровня сложности, то в работу включается материал 1-го уровня сложности.

Таким образом можно определить, с материалом какого уровня сложности надо начинать работу по преодолению несформированности фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Коррекционная работа ведется по следующим этапам:

Первый этап. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова:

- вычленение первого ударного гласного из слова;

-вычленение последнего ударного гласного из слова;

- вычленение первого согласного из слова;

-определение последнего согласного в слове;

-определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Третий этап. Определение последовательности звуков в слове.

Четвертый этап. Определение количества звуков в слове.

Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам.

Первый этап. Выделение звука на фоне слова.

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

1) повторить вслед за учителем слова с заданным звуком, показать карточку с соответствующей буквой;

2) показать карточку с буквой, если в слове есть соответствующий звук;

3) отобрать предметные картинки, в названии которых есть названный звук;

4) назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук;

5) добавить слог с указанным звуком, чтобы получилось слово.

Например: го (ра), ко (ра), вед (ро), ша (ры), топо (ры), забо (ры), кама (ры).

Учитель предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук;

6) по сюжетной картинке назвать слова с указанным звуком;

7) выделить из предложения слово, включающее в себя данный звук, и показать соответствующую карточку с буквой;

8) дополнить предложение словами, в которых имеется названный звук

(с опорой на картинки). Например, учитель называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на определенный звук [р] и дополняют предложение соответствующими словами:

Мама посадила на грядке…(свекла, лук, морковь). В цирке мы видели…(лев, тигр, слон). На клумбе расцвели…(маки, тюльпаны, розы).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.

9) Игра «Лото».

Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие в себя названный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами или без буквы, обозначающей звук. Учитель называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии указанный звук, и закрывают картинку квадратиком с буквой, если в слове есть этот звук, и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова.

Вычленение первого ударного гласного из слова.

1. Определить первый звук в словах: ослик, искра, ужин, узел, обувь, удочка, уголь, окна, астра, осень, улица, осы, улей, аист, окунь, утро, иней, имя, яблоко.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Говорение как деятельность
Говорение – это один из видов деятельности, поэтому оно обладает многими признаками деятельности вообще; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются и какие-то специфические признаки. Говорение является всегда мотивированным процессом. Человек, как правило, говорит потому, ...

Содержание обучения иностранному языку
Содержание обучения иностранным языкам составляет одну из кардинальных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос "чему учить?". В этой главе будет сделана попытка показать один из подходов к решению этого вопроса, исходя из статуса методики как науки, предметом которой явл ...

Детский оздоровительный лагерь и его функции
Летние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индив ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru