Теоретическое обоснование методики

Страница 1

Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.

Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт более быструю положительную динамику. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и использованием разнообразных по форме, содержанию и сложности игр и упражнений.

Придерживаясь в работе принципа от сложного к простому, рекомендуем сначала предлагать ребенку игры и упражнения более сложного (3) уровня. Если ребенок выполняет задание самостоятельно или с помощью учителя, то работа продолжается с материалом этого уровня. При возникновении затруднений ученику предлагается выполнение упражнения 2-го уровня сложности. Если ребенку недоступны игры и упражнения этого уровня сложности, то в работу включается материал 1-го уровня сложности.

Таким образом можно определить, с материалом какого уровня сложности надо начинать работу по преодолению несформированности фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Коррекционная работа ведется по следующим этапам:

Первый этап. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова:

- вычленение первого ударного гласного из слова;

-вычленение последнего ударного гласного из слова;

- вычленение первого согласного из слова;

-определение последнего согласного в слове;

-определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Третий этап. Определение последовательности звуков в слове.

Четвертый этап. Определение количества звуков в слове.

Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам.

Первый этап. Выделение звука на фоне слова.

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

1) повторить вслед за учителем слова с заданным звуком, показать карточку с соответствующей буквой;

2) показать карточку с буквой, если в слове есть соответствующий звук;

3) отобрать предметные картинки, в названии которых есть названный звук;

4) назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук;

5) добавить слог с указанным звуком, чтобы получилось слово.

Например: го (ра), ко (ра), вед (ро), ша (ры), топо (ры), забо (ры), кама (ры).

Учитель предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук;

6) по сюжетной картинке назвать слова с указанным звуком;

7) выделить из предложения слово, включающее в себя данный звук, и показать соответствующую карточку с буквой;

8) дополнить предложение словами, в которых имеется названный звук

(с опорой на картинки). Например, учитель называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на определенный звук [р] и дополняют предложение соответствующими словами:

Мама посадила на грядке…(свекла, лук, морковь). В цирке мы видели…(лев, тигр, слон). На клумбе расцвели…(маки, тюльпаны, розы).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.

9) Игра «Лото».

Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие в себя названный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами или без буквы, обозначающей звук. Учитель называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии указанный звук, и закрывают картинку квадратиком с буквой, если в слове есть этот звук, и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова.

Вычленение первого ударного гласного из слова.

1. Определить первый звук в словах: ослик, искра, ужин, узел, обувь, удочка, уголь, окна, астра, осень, улица, осы, улей, аист, окунь, утро, иней, имя, яблоко.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Дидактическая игра как метод коррекционно-развивающей работы учителя в современной начальной школе
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра - это “ди ...

Влияние русского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших школьников
Предмет исследования: содержание образов в младших классах школы № 49. Цель исследования: формирование нравственного поведения у младших школьников, включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики. Задачи исследования: Изучить работу младших классов в школе № 49 по народной ...

Сравнительный анализ инструментальных средств AutoCad,MatLab, Maple 9
Цель практической работы сравнить математические языки на высоком уровне. В основном целью программы является более детальное рассмотрение программы. Данный анализ составляет большой интерес для эконометрики, для финансового сектора в целом, биологии, химии, физики и нескольких других видов деятел ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru