Модель текста задачи как основа наглядно-образного мышления младших школьников

Новая педагогика » Моделирование текста задачи как средство развития математического мышления младших школьников » Модель текста задачи как основа наглядно-образного мышления младших школьников

Страница 4

При сложении и вычитании круглых чисел можно выполнять предметные действия с треугольниками или изображать их в тетради:

+ =

Рис. 1

3 д + 2 д = 5 д. 30 + 20 = 50

При сложении и вычитании двузначных чисел:

– =

Рис. 2

4 д 3 е – 3 д 2 е = 1 д 1 е 43 – 32 = 11

Анализируя аналогичные примеры, учащиеся сами сделают выводы: – при сложении единицы складывают с единицами, а десятки с десятками; при вычитании единицы вычитают из единиц, а десятки из десятков. Работая с такими моделями, учащиеся могут представить наглядно и «изобрести» любой вычислительный прием. Аналогично работа проводится и с трехзначными числами. Сначала внутри треугольника помещаем 10 маленьких треугольников, символизирующих десятки, затем, моделью сотни служит просто треугольник больших размеров. Если при выполнении вычислений возникает необходимость дробления сотни на десятки, то этот треугольник заполняется маленькими треугольниками.

В начальном курсе математики большое внимание уделяется решению задач. Любую задачу можно рассматривать как словесную модель некоторой практической ситуации с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента или установить наличие отношения между компонентами этой ситуации. Наибольшую трудность для учащихся в решении задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический, т.е. запись решения. Для облечения поиска решения задачи детей необходимо учить пользоваться вспомогательными моделями: предметами, схемами, таблицами, рисунками. Для установления отношений между величинами, данными и искомыми в задаче, удобно использование в качестве модели линейных схем, которые являются одновременно краткой записью задачи. Еще до знакомства с задачей учащихся нужно учить устанавливать соответствие между предметными, текстовыми, схематическими и символическими моделями, которые они смогут использовать для интерпретации текста задачи. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной, от нее – к математической. Такие модели в сочетании с заданиями на сравнение, выбор, преобразование, конструирование способствуют формированию умения решать задачи. Например, задания на подбор схемы к тексту задачи, подбор выражения к рисунку, преобразование условия (вопроса) задачи в соответствии с изменением решения и наоборот, и т.п. Использование вспомогательных моделей является средством, которое помогает младшим школьникам усвоить многие математические понятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Текст в формировании речевых умений и языковых навыков
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллекти ...

Психологические особенности дошкольного образования
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей. В дошкольном возрасте игра становится веду ...

Результативность опыта
Принимая во внимание изложенные выше принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, примерный региональный стандарт дошкольного образования, а также учитывая компоненты гендерной социализации детей дошкольного возраста, мы попытались разработать карту анализа предметно ‑ ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru