Строится схема (Рис. 13).
Рис.13
Дети анализируют задачу, а затем предлагают свой способ решения. Обычно средние и слабые ученики предлагают:
8 + 6 = 14 или 116 – 8 = 108
14 + 12 = 26 108 – 12 = 96
116 – 26 = 90 96 – 6 = 90
90 : 3 = 30 90 : 3 = 30
30 + 8 = 38 30 + 8 = 38
Сильные ученики предлагают свой вариант решения:
12 + 8 + 6 = 26
116 – 26 = 90
90 : 3 = 30
30 + 8 = 38
Все способы анализируются и выясняется, что все решили правильно. Выбирается самый рациональный. Те ребята, которые решили задачу рациональным способом, объясняют, что им помогло выбрать этот способ. (По схеме видно, что все книги состоят из 2-х частей, тех, что сняли и тех, которые остались на полках. Все книги, которые сняли – это целое. Целое состоит из 3-х частей, снимали с трех полок, а целое мы узнаем действием сложения, складываем все части).
При решении задач на умножение и деление первоначально использовали чертеж.
"В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 3 таких коробках?"
Рис.14
Использовался чертеж и при решении задач на пропорциональное деление. Например: "Одно число больше другого в 6 раз, а их сумма составляет 350. Найти числа."
Рис.15
При решении задач на движение в схему были сразу введены условные обозначения: S – сплошная дуга, V – стрелка, t – пунктирная дуга.
"Навстречу друг другу одновременно из двух деревень вышли две пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч., а другого 4 км/ч. Через 2 час они встретились. Какое расстояние между деревнями?".
Рис.16
Четкие условные обозначение позволяют детям строить сложные схемы, видеть в них нужные формулы, отношения для решения задачи. Иногда мелочь в условных обозначениях, в схеме, позволяет не запутаться в числовых значениях составной задачи.
Так при решении задач на приведение к единице обозначение количества пунктирной дугой (на начальном этапе решения таких задач) позволило более четко представлять условие задачи и не путаться в числовых данных.
Рис.17 |
X + A = B X = B – A. |
Ученики по чертежу устанавливают, что х – это часть. Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть А.
И в 3 – 4 классе, когда изучаются свойства уравнения, схема снова приходит на помощь в проверке уравнений при доказательстве свойств.
Решается уравнение: |
5 + x – a = c x = c + a – 5. |
Затем с помощью схемы проверяется: (Рис. 18).
Рис.18 |
x = c + a – 5 |
Схемы помогают и при решении задач способом составления уравнения. С помощью схемы составляются уравнения к задачам.
При составлении уравнений к задачам, как и при решении задач на "приведение к единице", помогает краткая запись в виде таблицы. По таблице ребята находят равные величины или величины, которые можно уравнять.
Например: "За несколько пар коньков ценой 5000 руб. Заплатили 20.000рублей, а за столько же пар ботинок 96.000руб. Сколько стоила пара ботинок?"
Цена |
Количество |
Стоимость | |
II |
5000 |
I = II |
20.000 |
I |
?(х) |
I = II |
96.000 |
Прочие статьи:
Чтение как вид деятельности
Чтение относится к одному из видов человеческой деятельности, причем деятельности творческой. «Труд читателя» вызван потребностями личности, имеет свои мотивы и цели, средства и операции; он направлен на определенный предмет и устремлен к результату.
Цели читателя зависят и от его возраста, и от ...
Закономерности построения однотоновых гармоний
Итак, мы перебрали все возможные комбинации контрастирующих цветов. Теперь обратимся к двум типам схем, где используются родственные цвета - монохроматической и сходственной. Основу однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов составляет один цветовой тон, который присутствует в каждом ...
Современные требования к содержанию обучения иностранному языку в средней
школе
Современные требования к содержанию обучения иностранному языку в включают систему требований к отбору и систематизации содержания УМК, требования к методической организации содержания обучения и требования к уровню достижений обучающихся.
Рассмотрим назначение требований к отбору и систематизаци ...