Если родители вообще не интересуются жизнью подростка, его делами, либо этот интерес поверхностный, он привыкает полагаться на себя, по своему разумению выбирает друзей, занятия, увлечения. Правила семьи он обходит или формально следует им, тогда он оказывается совершенно заброшенным. Пытаясь приспособиться к жизни, мальчик часто оказывается среди таких же, прибивается к асоциальным компаниям.
Не менее губительным для будущего подростка оказывается и прямо противоположный вариант воспитания – подавляющая сверхзабота. Все поведение подростка находится под бдительным контролем, вся его жизнь строго расписана взрослыми. При таком воспитании, когда на все жизненные ситуации уже готовы «рецепты», у него не развивается чувство самостоятельности, ответственности за свои поступки, умение разумно использовать свободу.
Если такие подростки вырываются из родительского надзора (отъезд в другой город на учебу, например), то они будут стремиться испытать и испробовать все, что запрещалось и казалось очень притягательным. Происходит знакомство с алкоголем и с другими дурманящими средствами, вовлечение в сомнительные компании.
Сверхзабота может проявляться еще в одной форме – вседозволяющей. Ее особенность в том, что родители стремятся удовлетворить все его желания, прихоти, освободить от обязанностей. В семье он – объект постоянного восхищения, восторга, слепого обожания (часто это единственный ребенок в семье).
Результатом такого воспитания является – непомерно высокое мнение о себе, эгоизм, желание получать все и немедленно. Для достижения своих целей и привлечения внимания он может демонстрировать уход из дома, совершать попытки к самоубийству, употреблять алкоголь, наркотики, курить.
Родителям следует помнить, что оптимальные условия для нормального развития мальчика в семье созданы там, где дети с самого начала своей жизни видят высокие нравственные родительские образцы.
Прочие статьи:
Обзор литературы и состояние данного вопроса в специальной литературе
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Однако до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
В России создана развернутая сеть специальных учреждений дошкольного и школьного типа, которые обеспечивают условия, необх ...
Виды взаимодействия в педагогическом процессе
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ученика, поскольку это согласованная деятельность по достижению совместных целей, направленных на определенный результат, по решению участниками значимой для них проблемы. Известно, что педагогическое взаимодействие педаго ...
Состав лексикона у разных детей
На основе наблюдений и дневниковых записей нами была проанализирована речь трех детей: Ани С., Сони и Алины М. от 1 года 2 мес. до 1 года 10 мес.
Речь детей и результаты представлены в таблицах.
Таблица 2
Изучение активного словаря Ани С.
Возраст ребенка
Детское слово
Слово нормативно ...