![]() |
Д. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком. Так, ребенок, приступающий к обучению грамоте, начинает с освоения смысловой стороны письма. В отличие от неграмотного ребенка, который срисовывает буквы со всеми особенностями шрифта, начинающий школьник воспринимает буквы как смысловые схемы, ассоциированные и с их звуковыми образами, и с начертательными образами слов.
Профессор Н.А. Бернштейн отмечал, что акт скорописи в сформированном виде включает ряд факторов:
общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы;
вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна;
осуществление округлости движения и его временного узора;
реализацию начертательной стороны письма.
В акте письма имеют место элементы прилаживания к пространству, квалифицированная хватка реализация движения кончика пера по поверхности бумаги.
Интересно также замечание Н.А. Бернштейна о том, что каждый ребенок, независимо от применяемого к нему метода обучения, неизбежно проходит через несколько фаз.
На первом этапе школьник пишет крупно, и это связано не только с грубостью его пространственных координаций. Причина в том, что, чем крупнее письмо, тем меньше относительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки. Только по мере освоения этой перешифровки ребенок выучивается переносить на кончик пера сначала зрительные, а потом и проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечить кончику пера любую требуемую траекторию. Благодаря этому постепенно уменьшается величина выписываемых букв. При нарушении пространственного восприятия нарушается теменно-затылочные отделы коры больших полушарий головного мозга.
либо:
![]() |
Итак, начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикулярном, оптическом и кинетическом образе слова.
Ребенок научается писать без всяких затруднений, если у него четкая артикуляция. Если он будет обладать сохранным фонематическим слухом, фонематическим и фонетическим восприятием, правильно ориентироваться в пространстве, будет обладать целенаправленной устойчивой деятельностью, будут сохранены все анализаторные системы. Любое нарушение из этих предпосылок может вызвать нарушения письма.
Прочие статьи:
Прогулка в дошкольном возрасте и ее место в режиме дня дошкольника
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности (ДА) детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства ДА детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского ...
Исторический аспект изучения проблемы заикания
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого расстройства.
Первоначально расстройство речи типа заикания называли баттаризмом, по имени царя Батта ...
Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений
личности
Индивидуальность - интегральное целое, имеющее разные уровни проявления: организмический (природный) уровень, собственно психологический и социальный. Каждый может быть теоретически разделен на подуровни, но надо помнить, что эмпирия живой индивидуальности всегда есть целое, неделимое и не может б ...