Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье

Новая педагогика » Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста » Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье

Страница 3

Рассказывают эту сказку в общей интонации забавной игры-шутки: фразу «тянут-потянут, вытянуть не могут» – протягивают с шутливо-удрученной интонацией, а повторы: «… внучка за бабку, бабка за дедку…» – проговаривают энергично, в бодром ритме.

Книжки-сказки ярко иллюстрированы. На втором году жизни у ребенка уже есть некоторый опыт рассматривания картинок (книжки-потешки). Теперь, рассказывая сказку, малышу показывают вначале один-два рисунка к ней, а когда сказка ему знакома, читают по эпизодам, сопровождая рассматриванием соответствующих иллюстраций.

3. Эффективным средством развития речи являются картинки, их рассматривание.

Сначала ребенку предлагается одна картинка и акцентируется его внимание на изображении: «Полина, посмотри, вот собачка. Собачка лает: «ав-ав». Покажи, где собачка?» Можно дать картинку в руки ребенку.

Постепенно начинать вводить другие картинки. Учить показывать ребенка, где то-то: «Где кошка? Где собачка? Где петушок?», находить: «Найди куклу, найди собачку», находить и подавать картинку с изображением: «дай мишку, дай кошечку».

Затем можно усложнить задания. Вводятся картинки, на которых знакомые предметы (живые объекты) изображены в действиях. Это способствует не только названиям предметов, но и действий. «Посмотри, Полина, вот девочка. Она сидит. А эта девочка спит в кроватке. Кошка лакает молоко».

Затем задаются вопросы, предполагающие ответы ребенка: «Полина, кто на этой картинке? Что делает кукла? Кто на этой картинке? Как лает собачка? Что делает кошка?» и т.д.

«В развитии понимания речи большое место должны занимать побуждения, направленные на выполнение детьми разнообразных действий: дай, покажи, принеси, положи, найди, возьми, пойди. Этот метод получил название «инструкции к действию» [Сохин 1984: 36]. С его помощью формируется ориентировка в окружающем, понимание названий предметов и действий. После выполненного поручения следует спрашивать у ребенка: «Полина, что ты принесла? Куда положила? Куда ходила? Где взяла? Где нашла?» и др.

Обучение названиям действий происходит также в процессе показа детям способов действий с игрушками. После показа и во время выполнения действий малыша нужно всякий раз спрашивать: «Что ты делаешь?»

Для развития активной речи важными являются приемы, которые нацеливают ребенка на употребление конкретных слов. Обучая произносить слова, родители должны прежде всего давать образец: «Это кукла. Это собачка, а вот мишка держит мячик».

Затем нужно побуждать ребенка употреблять эти слова самостоятельно, либо по отдельности, либо в сочетании с другими так, чтобы одно и то же слово выступало в различных ситуациях: «Куклу зовут Катя. Катя хорошая. Катя пошла гулять. Надо покормить Катю, потом уложить спать». Для активизации усваиваемых слов и отдельных фраз применяются словесные приемы: «Скажи то-то. Позови того-то. Повтори то-то. Попроси то-то».

Точно также и с величиной предмета. «Посмотри, какой большой слон. Какая маленькая мышка». Затем вопросы: «Какой слон? Какая мышка?» и т.д.

5. Уже в раннем возрасте ребенка знакомят со стихами, написанными для маленьких детей писателями. В основном это стихи о самом близком и интересном – об игрушках. Поэтесса Агния Барто написала цикл стихов «Игрушки», в него входят такие стихи: «Мишка», «Зайка», «Лошадка», «Козленок», «Наша Таня…», «Про слона», «Про кораблик», «Самолет», «Бычок», которые близки детям раннего дошкольного возраста.

Стихотворение Т. Волгиной «Паровоз»:

Загудел паровоз

И вагончик повез.

Чох-чох, чу-чу!

Я далеко укачу! –

своим содержанием включает ребенка в активную игру, двигательную и звукоподражательную.

Рекомендуется читать также такие стихи: М. Клокова «Мой конь», В. Хорол «Зайчик», М. Ивенсен «Флажок» и циклы стихов А. Барто.

6. Для обогащения словаря ребенка играют большую роль дидактические игры. «Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, таки родовых понятий, особенно слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях».

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Группа продленного дня как феномен образования
Если искать исторические корни системы продленного дня в "мировом масштабе", то надо обратится к Платону. В трактате "Государство" (IV век до н. э) он обрисовал идеал социальной жизни и общественного воспитания детей от колыбели до второй ступени школы философов, где до 35-летн ...

Роль и значение исторического подхода в истории обучения устной речи глухих школьников
Роль и значение исторического подхода Значение исторического подхода для понимания современных проблем со всей глубиной изложено в трудах выдающихся представителей теоретической педагогики. Вильгельм Флитнер подчеркивал, что все интеллектуальное неизбежно становится историческим и без прошлого не ...

Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа
Создание общей теории культуры и тем более ее общей истории невозможно без воссоздания подлинной картины истории воспитания, важнейшей из сторон педагогической культуры. Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенно ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru