Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье

Новая педагогика » Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста » Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье

Страница 4

Для активизации бытового словаря подбирают игрушки (или картинки), изображающие предметы быта; для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы).

Приведем пример дидактической игры «Чудесный мешочек».

В мешочек помещаются четыре-пять знакомых ребенку предметов. Малышу предлагается достать предмет из мешочка, называть его. Для активизации ребенка можно поиграть с предметом и позадавать вопросы: «Что ты достала? Какого цвета? Какого размера – большой или маленький?» и др.

Такая игра учит детей узнавать предметы по характерным признакам и активизировать их словарь.

Для развития понимания и активного словаря ребенка огромную роль играет речь матери. Речь, адресованная ребенку, должна отличаться от обычной нашей речи. Разговаривая с малышом, нужно строить предложение правильно, планировать его структуру, не обрываться по середине. Все это облегчает восприятие содержания речи ребенком.

Также немаловажную роль для обогащения словаря ребенка играет общение со взрослыми. Взрослые должны быть внимательными и понимающими собеседниками, которые обеспечивают положительный эмоциональный комфорт для ребенка и поощряющие его к этой деятельности.

Человек овладевает речью в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее, обогащая свой словарный запас.

В выпускной квалификационной работе мы проследили и проанализировали особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста до 2-х лет.

Из анализа научных трудов известных психолингвистов можно сделать вывод, что компоненты языка усваиваются детьми постепенно в ходе речевой практики на основе орудийных действий и предметной деятельности. У ребенка-дошкольника активный словарь значительно меньше, чем пассивный. Дети раньше начинают понимать речь, чем приобретают способность передавать информацию вербально.

Речевое развитие ребенка напрямую зависит от его психического развития: мышления, моторики артикуляторного аппарата. Немаловажен в развитии речи ребенка дословесный период, в котором идет становление предпосылок к активной речи, т.е. восприятие и понимание речи взрослых. При этом дети должны овладеть механизмами овладения значением слова, соотнести понятия «денотат» и «сигнификат». Здесь развитие речевой и мыслительной деятельности происходит одновременно.

В речи детей раннего дошкольного возраста присутствуют такие явления, как сверхгенерализация, омофония и «язык нянь». На наш взгляд, эти явления детской речи играют важную роль в начальном формировании лексикона ребенка.

Таким образом, развитие детского лексикона идет постепенно и имеет четко выраженную зависимость от когнитивного развития ребенка. Значения слов, появляющихся в речи ребенка, постепенно расширяется.

Исходя из собственных наблюдений, представленных в практической части выпускной квалификационной работы, делаем вывод, что действительно пассивный лексикон ребенка раннего дошкольного возраста значительно превышает по объему активный лексикон. Следовательно, гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась.

Проблема изучения детской речи является сравнительно молодой, поэтому она актуальна в данный период времени.

Знание особенностей лексикона детей раннего дошкольного возраста поможет воспитателям и родителям наиболее эффективно организовать работу по развитию речи.

Страницы: 1 2 3 4 


Прочие статьи:

Педагогическая проблема развития представления о цвете как выразительном средстве
В настоящее время изучение цвета в системе профессиональной подготовки развивается в нескольких основных направлениях: цветоведение как научная дисциплина о цвете, которая базируется на целом комплексе наук, изучающих физическую природу цвета, и колористика, изучающая теорию применения цвета на пр ...

Функции речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные п ...

Творческого воображение младших школьников
В работах многих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Л.М. Шварц, О.Н. Никифорова, Л.С. Рубинштейн и др.) нашло отражение понятие о воображении, его видах и способах развития. Л.С. Выготский, показывая, что проблема воображения в классической психологии либо целиком сводилась к проблеме памяти ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru