Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье

Новая педагогика » Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста » Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье

Страница 1

Каждое слово представляет определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению.

При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона есть два пути: опыт и наблюдение. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение представления в слове.

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.

Е.И. Тихеева отмечает, что «вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их родителями в своей собственной речи и еще больше – живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.

Е.И. Тихеева предлагает родителям «замечать новые слова и выражения, которые появляются в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самим родителям и приводить детей к их употреблению. Таким образом содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный».

На втором году жизни уделяется особое внимание развитию речи, т.к. это время является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели различные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и др. При этом речь родителей должна быть:

1) четкой в произношении;

2) грамматически правильной;

3) выразительной по интонации;

4) речь должна быть негромкой и небыстрой;

5) речь должна быть эмоционально насыщенной.

Мы предполагаем на первом году жизни в период развития подготовительных этапов речи использовать произведения устного народного творчества. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком вначале эмоциональный контакт, а затем и эмоциональное общение. Знакомство начинается с малых форм народного поэтического творчества: пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, небыличных песен.

Потешки.

1. «Ладушки-ладушки».

- Ладушки-ладушки!

- Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

2. «Баю-бай».

Баю-бай, баю-бай!

Ты, собачка, не лай! (строго)

Белолапка, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится (ласково).

Ты, собачка, не лай (строго),

Мою Таню не пугай!

«Сорока-белобока».

Сорока-белобока (повествовательно)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил! (возмущенно)

Дров не пубил!

Каши не вари!

Тебе нет ничего!»

Песенки.

Чики-чики-кички!

Березовые лычки!

Летели две птички

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели!

Как они садились,

Все люди дивились!

2. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (весело)

Сидит ворон на дубу (радостно)

Он играет во трубу!

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

3. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду (огорченно)

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла (радостно)

На-на, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок!

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Когда у ребенка появятся звуки, напоминающие а, о, и, следует подобрать потешки, в которых выделяемый звук, например, о, слышится особенно четко, имеется много похожих словосочетаний:

Петушо-о-к-петушо-о-о-к,

Золото-о-ой гребешо-о-о-к,

Ты подай голосо-о-о-к,

Через те-е-емный лесо-о-о-к.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Психологическое содержание процесса письма
Письменная речь – одна из форм существования языка. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» (Русский язык: Энциклопедия, М, 1979, стр. 205). Для ребенка письмо является не простым психол ...

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения. Метод наблюдения покоится на одном главно ...

Фазы развития заикания
Многие авторы считают, что нет общей последовательности в наступлении определенной фазы и ее проявлений, поскольку сам процесс становления и формирования речи весьма индивидуален. Изменения в речи происходят достаточно медленно и последовательно, имеют свои закономерности и индивидуальные временные ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru