Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе

Новая педагогика » Формирование обобщённого умения решать задачи на основе моделирования » Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе

Страница 2

Моделирование, исходя из философского определения, предполагает три этапа: выбор (построение) модели; работа с моделью; переход к реальности. Данные этапы процесса моделирования адекватны этапам решения мыслительной задачи в психологии. Из данной науки известно, что процесс, решения мыслительной задачи представляет следующую структуру: постановка проблемы (формулирование вопроса) и анализ условия (выделение элементов, установление соотношений и связей мыслительной задачи); поиск возможных путей решения и решение мыслительной задачи (выдвижение гипотез и перекодировка содержания задачи); проверка решения (путём соотнесения полученных результатов и условия, вопроса; переосмысления задачи с точки зрения открытия других, ещё не решённых задач).

Исходя из цели данного исследования понятие "модель" определяется нами как некий объект (система), исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте (оригинале). Знания об исследуемом объекте постоянно расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки могут быть обусловлены малым знанием объекта, ошибками в построении модели и поиске возможных путей решения, в неумении выполнить умозаключение по аналогии.

Понятие "моделирование" рассматривается нами как способ и средство познания какого-либо явления или объекта, где для исследования выбирают или строят другой объект, в каком - то отношении подобный исследуемому. Построенный или выбранный объект изучают и с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результаты решения этих задач переносят на первоначальное явление или объект. Под моделированием процесса познания понимаем построение, изучение и применение моделей в процессе обучения.

Моделирование в обучении отличается от моделирования в научном познании рядом особенностей, проистекающих из содержания и способов использования моделей. Анализируя работы исследователей, занимавшихся проблемой моделирования в обучении (А.У.Варданян, В.В.Давыдов, Н.Г., Салмина, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин), можно выделить следующие отличия:

• В обучении моделирование используется для "открытия" и усвоения учащимися известных науке фактов и положений, а в науке применяется для познания неизвестных явлений, процессов, объектов.

• Учебные модели являются средством, с помощью которого происходит познание изучаемых объектов, явлений, процессов, а научные модели сами являются объектами познания.

Анализируя отдельные характеристики и функции моделей, В.В.Давыдов и А.У.Варданян выделяют следующие характерные особенности учебных моделей:

• знаковый характер учебных моделей — они всегда представляют собой искусственные образования, в которых заключается динамичность и гибкость модели, и модель создается и используется как орудие деятельности; им присуща наглядность, фиксирующая общие отношения ряда явлений;

• образный характер учебных моделей; в процессе познания знак и образ не только не исключают друг друга, но и дополняют;

• оперативная роль моделей, указывающих способ организации действий детей, направленных на выяснение основных свойств изучаемого материала;

• внешний вид учебной модели зависит от того, какие стороны оригинала становятся объектом действий ребёнка, в какой мере они обобщены;

• эвристическая функция учебных моделей, т.е. при работе с моделями учащиеся получают новое значение, которое невозможно или трудно получить при работе с реальным объектом.

Моделирование в обучении является способом, а модель - средством познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений, которые отражают научно - теоретическую сущность изучаемых объектов.

В.В.Давыдов, Н.Г.Салмина, Л.М.Фридман и др. рассматривают моделирование как знаково — символическую деятельность, заключающуюся в получении новой информации в процессе оперирования знаково — символическими средствами. Моделирование — это сложная деятельность, в которой выделяются следующие составляющие: предварительный анализ материала; перевод реальности или текста, ее описывающего, на знаково — символический язык; работа с моделью или её преобразование; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. Каждый из этих компонентов имеет свой операционный состав, специальные средства, которые должны выступить предметом усвоения учащихся.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Основополагающие принципы формирования временного коллектива лагеря
Формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха предполагает комплекс эффективных и быстрых способов получения результата на исходном уровне. Признаками, определяющими наличие технологии, являются: – алгоритмичность процесса; -оптимальность временных затрат; – гара ...

Принципы логопедической работы. Направления и содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому) ...

Понятие личности
Будучи высшим творением природы, в известной нам части Вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия. Существенное значение для педагогики имеет ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru