Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Страница 1

Механизм – понятие греческого происхождения, которое означает "орудие, устройство". Если в реальных процессах, связанных с производственной деятельностью под механизмами мы понимаем разные устройства или детали, с помощью которых осуществляется определенное движение, то в нашем понимании механизм – это совокупность системообразующих средств, которые обеспечивают иерархию и динамизм развития системы, определенную целостность и прогрессию. Механизмы технологии воспитания связанные с органической системой, оказывают содействие на интенсивное развитие и усвоение исторически-культурного опыта, синтезировают психолого-педагогические влияния педагогического процесса. Нет сомнения в том, что одной из сложных систем является личность…".

Ведущими технологическими механизмами педагогической системы считают: программирование целей развития и воспитания личности, проектирование педагогических систем и частных явлений и процессов, иерархию как характерный признак педагогической технологии, педагогическую технику, формы, методы и способы организации педагогической деятельности и т.п

Программирование целей воспитания – ведущий механизм педагогической технологии. Именно на его основе и смоделирована система воспитания А.С.Макаренко.

Цель воспитания Макаренко предусматривал как программу человеческой личности. "Я под целью воспитания понимаю программу человеческого лица, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть . и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знание…" – отмечал Антон Семенович .

В своей практической работе Макаренко не мог без такой программы обойтись. Он считал, что ничто так человека не учит, как опыт. В процессе своего практического опыта, наблюдая за несколькими сотнями людей в колонии им. Дзержинского, Макаренко в любом из них видел глубокие привычки. Его часто беспокоила мысль, каким должен быть этот характер, к чему он как педагог должен стремиться, чтобы из каждого мальчика или девочки воспитать гражданина. Опытный педагог понял, что на этот вопрос нельзя дать ответа в двух словах. Подходя к программе личности, Макаренко встретился с таким вопросом: эта программа личности должна быть одинаковая для всех? Она ли должна вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт и этого стандарта добиваться? "Тогда я должен пожертвовать индивидуальной привлекательностью, своеобразностью, особой красотой лица, а если не пожертвовать, то какая же у меня может быть программа! И я не мог этот вопрос так просто абстрактно решить, но он у меня было разрешим практически на протяжении десяти лет".

Предпосылкой для создания такой программы стали выводы, к которым он со временем пришел, то есть, А.С.Макаренко увидел в своей воспитательной работе, в которой, действительно, должна быть и общая программа, и индивидуальный корректив к ней. "Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил "стандарт", что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом. Но что же делать, если подходишь к таким нежным особенностям человека, как талант?".

Припомним случай с воспитанником А.С.Макаренко Терентюком. Макаренко открыл в нем большой артистичный талант, очень редчайший талант комика, чрезвычайно тонкого, остроумного, с прекрасными голосовыми данными, с богатейшей мимикой, умного комика. Педагог видел, что именно в области актерской работы он может дать большие результаты, а в техническом училище, куда он стремился поступить, будет средним студентом. Макаренко был глубоко убежден, что теряется прекрасный актер. Терентюк поступил в технологический институт. Он проучился полгода, принимал участие в коммунарском драматическом кружке. И здесь Макаренко решил осуществить ломку. С помощью общих сборов коллектива отчислил Терентюка из технологического института и отдал в театральный техникум. "Теперь он, – писал А.С.Макаренко, – замечательный актер, уже играет в одном из лучших театров, за два года он прошел путь, который люди делают за 10 лет. И теперь он мне очень признателен".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Понятия «сознательность учения» и «активность»
Сознательность учения – осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с цепями и мотивами учения. Сознательность учения характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении ...

Общая характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности дошкольников
Первая подгруппа – методы стимулирования интереса к процессу обучения. Исходя из принципов психологии обучения, интерес как мощный фактор, что стимулирует деятельность, характеризуется такими особенностями: 1) позитивной эмоцией относительно деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмо ...

Диагностика семантического компонента дошкольников
Констатирующий эксперимент проводился на базе государственного специального детского ясли-сада № 6 и на базе детского сада №7 г. Орши. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них о ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru