Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Страница 1

Механизм – понятие греческого происхождения, которое означает "орудие, устройство". Если в реальных процессах, связанных с производственной деятельностью под механизмами мы понимаем разные устройства или детали, с помощью которых осуществляется определенное движение, то в нашем понимании механизм – это совокупность системообразующих средств, которые обеспечивают иерархию и динамизм развития системы, определенную целостность и прогрессию. Механизмы технологии воспитания связанные с органической системой, оказывают содействие на интенсивное развитие и усвоение исторически-культурного опыта, синтезировают психолого-педагогические влияния педагогического процесса. Нет сомнения в том, что одной из сложных систем является личность…".

Ведущими технологическими механизмами педагогической системы считают: программирование целей развития и воспитания личности, проектирование педагогических систем и частных явлений и процессов, иерархию как характерный признак педагогической технологии, педагогическую технику, формы, методы и способы организации педагогической деятельности и т.п

Программирование целей воспитания – ведущий механизм педагогической технологии. Именно на его основе и смоделирована система воспитания А.С.Макаренко.

Цель воспитания Макаренко предусматривал как программу человеческой личности. "Я под целью воспитания понимаю программу человеческого лица, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть . и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знание…" – отмечал Антон Семенович .

В своей практической работе Макаренко не мог без такой программы обойтись. Он считал, что ничто так человека не учит, как опыт. В процессе своего практического опыта, наблюдая за несколькими сотнями людей в колонии им. Дзержинского, Макаренко в любом из них видел глубокие привычки. Его часто беспокоила мысль, каким должен быть этот характер, к чему он как педагог должен стремиться, чтобы из каждого мальчика или девочки воспитать гражданина. Опытный педагог понял, что на этот вопрос нельзя дать ответа в двух словах. Подходя к программе личности, Макаренко встретился с таким вопросом: эта программа личности должна быть одинаковая для всех? Она ли должна вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт и этого стандарта добиваться? "Тогда я должен пожертвовать индивидуальной привлекательностью, своеобразностью, особой красотой лица, а если не пожертвовать, то какая же у меня может быть программа! И я не мог этот вопрос так просто абстрактно решить, но он у меня было разрешим практически на протяжении десяти лет".

Предпосылкой для создания такой программы стали выводы, к которым он со временем пришел, то есть, А.С.Макаренко увидел в своей воспитательной работе, в которой, действительно, должна быть и общая программа, и индивидуальный корректив к ней. "Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил "стандарт", что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом. Но что же делать, если подходишь к таким нежным особенностям человека, как талант?".

Припомним случай с воспитанником А.С.Макаренко Терентюком. Макаренко открыл в нем большой артистичный талант, очень редчайший талант комика, чрезвычайно тонкого, остроумного, с прекрасными голосовыми данными, с богатейшей мимикой, умного комика. Педагог видел, что именно в области актерской работы он может дать большие результаты, а в техническом училище, куда он стремился поступить, будет средним студентом. Макаренко был глубоко убежден, что теряется прекрасный актер. Терентюк поступил в технологический институт. Он проучился полгода, принимал участие в коммунарском драматическом кружке. И здесь Макаренко решил осуществить ломку. С помощью общих сборов коллектива отчислил Терентюка из технологического института и отдал в театральный техникум. "Теперь он, – писал А.С.Макаренко, – замечательный актер, уже играет в одном из лучших театров, за два года он прошел путь, который люди делают за 10 лет. И теперь он мне очень признателен".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методы нравственного воспитания
Как известно, средство становится эффективным в соче­тании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько под­ходов к классификации методов воспи­тания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - ...

Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века
Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в ву ...

Общие принципы христианской педагогики
Несколько лет назад на одном из педагогических семинаров зашел разговор об общих принципах христианской педагогики. Это была живая дискуссия, не претендующая на строгость теоретических определений. Но христианская педагогика это не система правил и приемов, а, прежде всего, сам христианский педаго ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru