Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Новая педагогика » Особенности круга чтения современного младшего школьника » Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Страница 1

Мир маленького ребенка – это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6–7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, уступая мышлению образному. Это связано с тем, что у ребенка изначально преобладает первая сигнальная система, то есть он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными и другими конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ним понятия относятся ко второй сигнальной системе, понятийное освоение мира требует умения логически мыслить, абстрагировать и обобщать. Логико-понятийное мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупностями так, как если бы они сами по себе существовали в действительности. Логическая мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в отвлеченный анализ. Образовательный процесс приводит к расширению объема мышления, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Как указывал П.П. Блонский, «мышление все более и более становится ненаглядным». Освоение грамотности, чтение дают ребенку возможность постигать мир не только с помощью чувств, но и с помощью невещественных словесных образов. Таким образом, чтение становится новым источником мыслей ребенка, а следовательно, развивается его словесное мышление.

В момент достижения единого представления о явлении в целом, в том числе и о словесном произведении, наблюдается согласование всех трех базовых сторон психики: эмоциональной, образно-чувственной и логически-понятийной. Это переживается как вдохновение, откровение, прозрение. Читая литературу систематически, ребенок не только усваивает ее содержание, но и постепенно приучает себя к тем или иным внутренним состояниям. Он отделяет чувственное восприятие от мысли и усиливает его и, наоборот, отрывает мысль от образов и чувств, подвергая ее анализу. Восприятие художественного произведения младшими школьниками может происходить на разных уровнях, но в целом его можно определить как наивно-реалистическое.

Выражение «наивный реализм» появилось в психолого-педагогической литературе ещё в 20-е годы XX века. Традиционно оно характеризует такой уровень читательской деятельности, когда специфика литературы как искусства не осознаётся читателем, а именно:

– художественный образ отождествляется с реальной фигурой,

– вымысел, если он и замечается читателем, противопоставляется правде,

– литературное произведение воспринимается как описание реальных жизненных фактов.

Читательский наивный реализм в психолого-педагогической литературе рассматривается в двух аспектах:

как естественное и плодотворное состояние ребёнка от 6 до 12 лет;

как ущербное, косное состояние в более позднем возрасте, как задержка литературного развития, препятствующая полноценному восприятию искусства.

Общепринятая точка зрения на наивный реализм глубоко и обоснованно описана Н.Д. Молдавской: «Употребляя этот термин, стремясь выразить с его помощью определённое качество восприятия искусства, имеют в виду, прежде всего, прочную привязанность человека к действительности, непонимание условностей искусства» .

Но у ребёнка существует огромная вдохновенная тяга к фантастическому, волшебному. Он горячо и искренне любит сказки и всякого рода художественные небылицы, «перевёртыши», дразнилки, страшилки, считалки. К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» [40] показал, что для ребёнка сказочное есть своеобразное и очень важное средство постижения реального мира. Но значит ли это, что ребёнок отождествляет сказочное с реальным?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методика исследования артикуляционного аппарата
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синк ...

Функции речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...

Методика обучения иностранным языкам
Обучение – это не есть процесс, протекающий сам по себе, но процесс организованный, процесс, подчиненный определенным целям и имеющий определенные положения и программу их реализации. Это значит, что любое обучение зиждется на фундаменте, который образуется соединением в единое целое целей обучения ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru