Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Новая педагогика » Особенности круга чтения современного младшего школьника » Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Страница 5

Во-первых, надо отметить, что в современной школе до сих пор в качестве ведущей задачи начального обучения выступает развитие логического мышления ребенка, которая решается на разном материале, в том числе и художественной литературы. Основная работа ребёнка на уроке литературы сводится к составлению плана, выделению главной мысли в абзацах, пересказу.

Во-вторых, художественные произведения активно используются в целях нравственного воспитания. Основным «методическим» приёмом является навязывание детям готовых этических оценок. Очевидно, что это не способствует литературному развитию детей, более того, обедняет нравственное воспитание: решение литературного конфликта на основе житейских оценок закрывает ребенку возможность выхода к авторской позиции, задерживает его духовное развитие. Всё это закрепляет слабые стороны наивно-реалистического восприятия и тормозит литературное развитие младших школьников.

Этап «наивного реализма» в эволюции читателя – первый, который никто не минует в своем развитии.

Способность читателя к эстетическому восприятию литературы связана с развитием определённых психических свойств. Особая, повышенная эмоциональность окрашивает все стороны личности ребёнка младшего школьного возраста. Психологи показали, что ребёнок без труда овладевает приёмами художественного изображения, если произведение в целом вызывает у него верное эмоциональное отношение. Это говорит о том, что, если у ребёнка возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и ситуациям книги, он способен глубоко и правильно воспринять прочитанное и выразить свое отношение к нему.

У ребенка 6–7 лет уже исчезает всепоглощающая эмоциональность, свойственная восприятию дошкольников; гамма их чувств и переживаний сложнее и богаче; эмоции становятся более интеллектуальными, осознанными и обобщенными . Таким образом, мы видим одну из важнейших особенностей эмоциональной сферы младшего школьника, которая позволяет нам говорить о возможности литературно-творческой деятельности: с одной стороны, эмоциональная сфера ребёнка отличается непосредственностью и повышенной активностью, а с другой стороны, – появлением более сложных чувств: ребёнок уже может осознавать собственные эмоциональные проявления.

Изучение отношения младшего школьника к литературному герою показало, что следует различать три вида этих отношений.

1. Эмоциональное отношение, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «нравится – не нравится».

2. Интеллектуально-оценочное, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «хороший – плохой».

3. Отношение, которое может не осознаваться ребенком, но непроизвольно выражается в его деятельности, когда перед ним не стоит задача выразить свое отношение (в игре, в пересказе, в сочинении).

Становится понятным, насколько важен личный опыт ребенка для восприятия текста и его лексический запас для выражения своих чувств и отношений.

Оценивая героя, дети часто исходят из поступка персонажа, не учитывая его мотивов и условий; трудно понимают те качества героев, которые проявляются в их переживаниях и мыслях; не определяют качества героя, выраженные в тексте не прямо в авторских словах, а косвенно; не запоминают те качества героя, которые хоть и прямо называет автор, но которые при этом не проявляются ярко в поступках героев. Поэтому детские эмоциональные реакции могут открыть исследователю и то, какие проблемы ребенок испытывает в осмыслении содержания произведения и его художественной формы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Формирование пространственных представлений у детей в норме и с общим недоразвитием речи
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с ок ...

Функции обучения
Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную; 2) развивающую; 3) воспитательную. Познавательная функция. Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания ...

Роль дидактических игр
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенк ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru